Харьковский завод специальных машин
Харьковский завод специальных машин | |
---|---|
Тип | государственное предприятие |
Основание | апрель 1943 |
Расположение | Украина: Харьков, ул. Дербентская, 109 |
Отрасль | ремонт автомобильной техники |
Продукция | Автомобили, колесная спецтехника |
Число сотрудников | более 300 |
Сайт | harz110.com |
Харьковский завод специальных машин (укр. Харківський завод спеціальних машин) — государственное предприятие военно-промышленного комплекса Украины.
История
1943—1991
Предприятие начинает свою историю с апреля 1943 года, когда приказом по Упроформу Закавказского фронта в городе Черкесск была сформирована 17-я подвижная база по ремонту колесных машин и тракторов в полевых условиях. А 25 июля 1943 года приказом Северо-Кавказского военного округа 17-я ремонтная база была преобразована в авторемонтный завод № 110. Двигаясь за войсками, авторемонтный завод переместился сначала в Таганрог, а затем в Харьков[1].
Основным направлением производственной деятельности завода стало восстановление автомобильной техники, состоявшей на вооружении советской армии.
С момента основания завод производил ремонт и восстановление следующей техники:
1943—1950 гг. — ГАЗ-АА, ЗИС-5, М-1, Форд-6, Шевроле, Студебекер.
1950—1955 гг. — ЗИС-12, ЗИС-5А, Опель Капитан.
1956—1960 гг. — ЗИС-12, КрАЗ-219, ЯАЗ-210, ЗИЛ-150, МАЗ-200, МАЗ-205.
1961—1965 гг. — КрАЗ-219, ЯАЗ-210, ЗИЛ-150, МАЗ-200, МАЗ-500, МАЗ-501, ГАЗ-69, К-51.[1]
В 1970-х годах завод освоил ремонт автомобилей Урал-375Д и его модификаций, включая ремонт и сборку нового на тот момент двигателя КамАЗ-740, которыми оснащался автомобиль Урал-4320. Также на заводе продолжался ремонт других образцов техники: МАЗ-500, МАЗ-504, МАЗ-509, МАЗ-5335, ремонт двигателей КамАЗ-740, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЗИЛ-130, Урал-375Д и др.[1]
С конца 1980-х годов в связи с сокращением военных заказов завод перешёл на хозрасчёт и самофинансирование[1].
После 1991
После провозглашения независимости Украины, 110-й автомобильный ремонтный завод был передан в подчинение министерства обороны Украины и получил новое наименование: «Харьковский автомобильный ремонтный завод» (в/ч А-1144).
В ходе конверсии производства завод освоил выпуск гражданской продукции (культиваторов, бетоносмесителей), ремонт двигателей марки СМД, переоснастку тракторов Т-150 двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238[1].
После 1991 года основным направлением деятельности завода стало изготовление на базе конверсионных автомобилей гражданской спецтехники для предприятий деревообрабатывающей отрасли и нефтегазового комплекса: лесовозов, трубовозов, трубоплетевозов, вахтовых автомобилей[1].
В конце 1990-х завод освоил производство снегоуборочных машин[1].
В 2001 году завод совместно с ХКБМ им. А. А. Морозова начал разработку модернизированного варианта 122-мм РСЗО «Град» на шасси КрАЗ-260. Разработка машины, получившей наименование БМ-21К, была завершена в 2008 году[2].
По состоянию на начало 2008 года, завод имел возможность:
- выпускать эвакотягачи КЭТ-Л, коробки отбора мощности боевой машины БМ-21-1, запасные части и комплектующие для автомашин «Урал»[3]
- модернизировать автомашины «Урал-375» путём замены бензинового двигателя на дизельный двигатель КАМАЗ-740/3 или ЯМЗ-238[3]
- производить перемонтаж боевой части 122-мм РСЗО БМ-21 «Град» на шасси «Урал-4320»[3]
- выполнять капитальный ремонт автомашин МАЗ-500, МАЗ-5334, МАЗ-5335; двигателей ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, КАМАЗ-740/1, КАМАЗ-740/3, ЯМЗ-236, агрегатов автомобильной техники[3]
- выполнять ремонт двигателей ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, КАМАЗ-740/1, КАМАЗ-740/3, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, топливной аппаратуры дизельных двигателей, иных агрегатов автомобильной техники[3]
- осуществлять обучение ремонту автомобильной техники[3]
После создания в декабре 2010 года государственного концерна «Укроборонпром», завод был включён в состав концерна.
С 2010 года завод освоил выпуск универсальных мастерских для обслуживания различных видов спецтехники. В дальнейшем, был налажен серийный выпуск мастерских типа МТО-1, МТО-2, КПМ, СРЗ-А[1]
Современное состояние
В начале февраля 2014 завод заключил контракт с харьковским приборостроительным заводом им. Т. Г. Шевченко на поставку 10 комплектов приборных панелей для бронетехники (общей стоимостью 1 млн. гривен)[4].
В мае 2014 на заводе работали около 500 человек и имелось около 1200 единиц оборудования[5].
Весной 2014 года по результатам проверки деятельности завода была выявлена недостача 62 единиц автомобильной техники министерства обороны Украины общей стоимостью свыше 1,4 млн гривен, находившейся на хранении на территории завода. В дальнейшем, было установлено, что техника была утрачена в 2007—2009 гг.[6][7].
В начале июля 2014 года министерство обороны Украины выделило заводу 10,14 млн гривен на выполнение капитального ремонта автомобильной техники и автомобильных двигателей для вооружённых сил Украины[8].
Во втором полугодии 2014 года завод начал выпуск колёсных бронированных медицинских машин БММ-4С на базе БТР-4[9].
В 2014 году завод выпустил продукции на сумму 10 млн гривен (превысив показатели 2013 года)[10]
В начале апреля 2015 года министерство обороны Украины выделило заводу средства на выполнение капитального ремонта грузовиков «Урал»[11].
В начале июня 2015 года ГК «Укроборонпром» объявил конкурс на должность директора Харьковского завода специальных машин (поскольку прежний директор был снят с должности)[12].
В июне 2015 года министерство обороны Украины выделило заводу средства на выполнение ремонта повреждённых автомашин «Урал»[13].
Согласно отчёту ГК «Укроборонпром», в течение 2015 года завод выполнил ремонт нескольких десятков бронетранспортёров БТР-60 и БТР-70, а также капитальный ремонт эвакотягачей КЭТ-Л, грузовиков УРАЛ-4320, УРАЛ-43202, а также КПП для УРАЛ-4320[14]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 История завода (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ В Харькове разработали нью-«Катюшу» // «Сегодня. UA» от 11 мая 2009
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокautogenerated2
не указан текст - ↑ Харківський завод ім. Т. Г. Шевченка планує отримати за спецпродукцію для бронетехніки 24 млн гривень (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 4 февраля 2014
- ↑ С харьковского завода исчезли шесть десятков машин Минобороны // «Новости Харькова» от 17 мая 2014
- ↑ Алексей Туманов. В Минобороны обнаружили нехватку 60 единиц автотехники стоимостью более 1,4 млн грн // УНН от 17 мая 2014
- ↑ Минобороны не досчиталось в Харькове 62 военных машин Архивная копия от 15 июля 2015 на Wayback Machine // «Комментарии: Харьков» от 19 мая 2014
- ↑ Міноборони виділило 19 мільйонів на ремонт військових автомобілів // «Нашi грошi» від 7 липня 2014
- ↑ В Харькове создали медицинский бронетранспортер для АТО Архивная копия от 15 июля 2015 на Wayback Machine // «Комментарии: Харьков» от 8 августа 2014
- ↑ «По итогам 2014 года реализовано промышленной продукции на общую сумму 72,4 млрд грн., что на 9,5 млрд превышает результат предыдущего года… обеспечили рост объёмов продаж предприятия оборонно-промышленного комплекса: ГП „Завод им. В. А. Малышева“- на 11 млн грн. (144,5 %), ГП „Харьковский завод специальных машин“ — на 10 млн грн. (128,84 %)»
Индекс промышленной продукции в Харьковской обл. за 2 месяца 2015 г. снизился на 18,1 % // «РБК — Украина» от 21 апреля 2015 - ↑ Міноборони відписало 115 мільйонів на ремонти, акумулятори й ліжка // «Нашi грошi» від 7 квітня 2015
- ↑ «Укроборонпром» выберет руководителей ещё двух харьковских заводов // «Новости Харькова» от 5 июня 2015
- ↑ В Харькове будут ремонтировать «Уралы» для Минобороны // «Новости Харькова» от 3 июня 2015
- ↑ Харківський завод спеціальних машин збільшив виробництво в 3 рази (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 9 января 2016
Ссылки
- Державне підприємство «Харківський завод спеціальних машин» (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром»
- Авторемонтный завод № 110 // «Army Guide»