Харьковский велозавод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Харьковский велосипедный завод
Тип Публичное акционерное общество
Год основания 13 ноября 1923 года[1][2]
Расположение  СССР Украина, Харьков
Московский проспект, 118
Ключевые фигуры Сало Константин Фёдорович (руководитель)
Отрасль Машиностроение
Продукция велосипеды, спортивные товары, товары народного потребления
Число работников 668[3]
Сайт http://usi.ua/velo/
Велосипед ХВЗ «Украина» В-134 наиболее массовая и популярная модель велосипеда в СССР

Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском (ныне Слободском) районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского[1] и украинского велосипедного машиностроения.

История

1923—1991

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР[4].

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах[4].

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов[4].

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского[4].

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина»[1], популярнейшего и в наше время[5].

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда[6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей)[7]. В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш»[8].

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей)[7].

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован[1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта[9].

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17[1][9].

1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства[9].

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР)[9].

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира[6].

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками[10].

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов[6].

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс»[11].

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения[6] — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира[12].

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991

С начала девяностых годов экономическое и финансовое положение завода резко ухудшилось, уменьшились объемы производства продукции. В 1999 году акционером «Харьковского велосипедного завода» стала фирма ПВПФ (Частная производственно-промышленная фирма) «ЮСИ» и получила эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который производится этим предприятием.

Начиная с 2001 года, завод начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент изделий и восстанавливать утраченные ранее позиции на рынке велопродукции.

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов[13] (рекордное количество за весь период после 1991 года)[14].

24 марта 2009[15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м²[16][17]. В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено[18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода[19].

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты»[20].

По состоянию на 2016 год, общая производственная мощность ЗАО «Харьковский велосипедный завод» позволяла выпускать до 800 тыс. велосипедов в год. Выпускалось 16 моделей велосипедов. Было налажено производство спортивно-шоссейных велосипедов и комплектующих к ним, а также сопутствующих товаров для быта и отдыха.

По состоянию на 2016 год на заводе ведется сборка велосипедов в основном из импортных компонентов, также собственное изготовление деталей. ХВЗ предлагает покупателям классические дорожные велосипеды «Украина» и «Украина LUX», многоскоростные модели «Турист» и «Эдельвейс», серию современных многоскоростных MTB-велосипедов с алюминиевой рамой для езды по городу и бездорожью, также детские и подростковые модели.

Современное производство

К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.

По некоторым данным в 2020 году на территории завода делается часть комплектующих для велосипедов марки ХВЗ (рама, багажник, вилка, алюминиевые обода).
К концу 2020 года планировалось перенести остатки производства за город.[21]

Продукция

Дорожный велосипед В-22. Харьковский велозавод. 1954 г. Марка России, 2008 г.  (ЦФА [АО «Марка»] #1289; Mi #1521)
  • Велосипеды: детские, подростковые, шоссейные, горные, дорожные, легкодорожные, городские, спортивные (трековые), специальные — трёхосные («рикша»).
  • Изготовление задней втулки дорожного велосипеда, втулок заднего колеса в сборе и запасных частей к велосипеду.
  • Производство товаров народного потребления: ручные тележки, сушилки для посуды, подставки под горячее и так далее.
  • Услуги: производство велосипедов под заказ, сервисное обслуживание выпускаемой продукции.

Велосипеды дорожные

Велосипеды спортивно-туристические и шоссейные

  • В-31 «Турист»
  • В-32 «Турист»
  • В-33 «Турист»
  • В-34 «Спутник»
  • В-37 «Спутник»
  • В-39 «Спутник»
  • В-301 «Спутник»
  • 153—411 «Турист»
  • 153—421 «Турист»
  • 153—412 «Спорт»
  • 153—422 «Спорт»
  • 153—413 «???»
  • 153—414 «Спутник»
  • 153—424 «Спутник»
  • В-541 «Спорт»
  • В-542 «Спорт»
  • В-542-01 «Спорт» (манетки на руле)
  • В-53 «Харьков»
  • В-54 «Харьков»
  • В-55 «Харьков»
  • В-551 «Чемпион»
  • В-552 «Харьков»
  • В-552и «Чемпион-шоссе» (спец. заказ)
  • В-553 «Старт-шоссе»
  • В-555 «Старт-шоссе»
  • 155—411 «Старт-шоссе»
  • 155—461 (с 2006 года)
  • 113—622 «Спорт-шоссе»
  • 114—622 «Спорт-шоссе»
  • 153—452 «Турист»

Трековые

  • 156—421 «Рекорд»
  • «Метеор» (спец. заказ)
  • «Квант» (спец. заказ)
  • «Спринт» (спец. заказ)
  • «Тахион» (спец. заказ; конструктор — Р. И. Воронцов)
  • «Спорт» (спец. заказ)

Моторизованные

Литература

  • Велосипедный завод имени Г. И. Петровского // Н. Т. Дьяченко, М. В. Уманский, В. В. Олейник. Харьков: путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Харьков, «Прапор», 1967. стр.66.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского // Украинская Советская Энциклопедия. Том 12. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1985. Стр. 36
  2. Славные даты истории Слобожанщины и города Харькова / интернет-сайт города Харькова
  3. Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 История предприятия
  5. Історія велосипеда на аркушах конструкторських документів ЦДНТА України (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2014. Архивировано 29 октября 2016 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Велосипедный завод имени Г. И. Петровского // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.52-53
  7. 7,0 7,1 Харьков // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. О. Ю. Шмидт. 1-е изд. Т.59. М., ОГИЗ, «Советская Энциклопедия», 1935. ст.450-458
  8. Гипротракторосельхозмаш // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.39
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Велосипедный имени Г. И. Петровского // Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.62-63
  10. В. В. Камеристый. Конструкции велосипедов в десятой пятилетке // журнал «Автомобильная промышленность», № 11, 1977. стр.40-42
  11. С. А. Спесивцев. Автомобилестроители Украинской ССР на ВДНХ // журнал «Автомобильная промышленность», № 2, 1983. стр.26-28
  12. И. А. Орленко. Туристу о Харькове. Путеводитель. Харьков, «Прапор», 1986. стр.131
  13. Жить стало… // газета «Сегодня», № 41 (1089) от 21 февраля 2002
  14. «В прошлом году в Украине было выпущено 80200 велосипедов — рекордная за последнее десятилетие цифра… Харьковский велосипедный завод — единственное в нашей стране предприятие, производящее велосипеды и запчасти к ним. Почти пятая часть продукции идет на экспорт»
    Украина — велосипедная страна // газета «Сегодня», № 28 (1076) от 6 февраля 2002
  15. Спасатели МЧС ликвидировали пожар на велозаводе в Харькове // «Корреспондент. NET» от 24 марта 2009
  16. Ирина Стрельник. Пожар на велозаводе: в едком дыму спасатели работали «на ощупь» // газета «Вечерний Харьков» от 26 марта 2009
  17. В Харькове на территории велосипедного завода произошел пожар, жертв нет // «РБК — Украина» от 24 марта 2009
  18. Новости Харькова, свежие харьковские новости дня (недоступная ссылка)
  19. Харьковские промышленные гиганты утратили былую силу. Велосипедов сейчас делают за два месяца столько, сколько за одну смену в 80-е // «Сегодня. UA» от 8 сентября 2011
  20. В Харьковской области массово появятся свои почтальоны Печкины // газета «Вечерний Харьков» от 19 июня 2012
  21. Что осталось от ХВЗ в 2020 году. История велозавода ХВЗ — YouTube
  22. Недорогой горный велосипед «Эдельвейс» ХВЗ


Ссылки