Перейти к содержанию

Харрисон, Джейн Эллен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джейн Эллен Харрисон
Научная сфера антиковедение, лингвистика

Джейн Эллен Харрисон (англ. Jane Ellen Harrison; 9 сентября 1850 — 15 апреля 1928) — британский антиковед, лингвист, феминистка. Харрисон, наряду с Карлом Кереньи и Вальтером Буркертом, была одной из учёных, положивших начало современным исследованиям в области греческой мифологии. Она использовала археологические находки XIX века для интерпретации греческой религии, применяя методы, ставшие в дальнейшем стандартными. Современная антиковед и биограф Харрисон Мэри Бирд называет её «в некотором роде… первой женщиной — профессиональным [университетским] учёным в стране».[1]

Личная жизнь

Джейн Эллен Харрисон родилась в Коттингхеме, Йоркшир, и получила начальное образование под опекой гувернантки. Она изучала немецкий, латынь, греческий, иврит. В дальнейшем этот список расширился до приблизительно шестнадцати языков, включая русский. Большую часть своей профессиональной жизни Харрисон провела в Ньюнхеме, прогрессивном, недавно основанном колледже для женщин в Кембридже. Одной из её студенток была писательница и поэтесса Хоуп Миррлиз; они жили вместе с 1913 года до самой смерти Харрисон.[2]

Харрисон знала Эдварда Бёрн-Джонса и Уолтера Патера, была связана с Группой Блумсбери, включавшей Вирджинию Вулф (которая была близкой подругой Харрисон[3]), Литтона Стрейчи, Клайва Белла и Роджера Фрая. Вместе с Гилбертом Марри, Ф. М. Корнфордом и А. Б. Куком она входила в группу, известную как Кембриджские ритуалисты; члены этой группы интересовались приложением антропологии и этнографии к изучению античного искусства и ритуалов.

Харрисон была, по крайней мере идеологически, умеренной суфражисткой. Вместо поддержки этого движения с помощью протеста, Харрисон использовала для защиты женского избирательного права антропологию. В ответе на антисуфражистскую критику Харрисон демонстрирует свои убеждения: «[Женское движение] — это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находилось место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, — для человеческого».[4] В этом вопросе девизом Харрисон были слова Теренция: «homo sum; humani nihil mihi alienum est» («Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо»).

Научная деятельность

Харрисон начала формальное образование в Сheltenham Ladies' College, где получила сертификат о высшем образовании. В 1874 году она продолжила изучение классической филологии в Ньюнхем-колледже Кембриджского университета. За свои ранние работы Харрисон получила две почётных докторских степени, в Абердинском университете в 1895 году и в Даремском университете в 1897. Такое признание её научных заслуг дало Харрисон возможность вернуться в Ньюнхем-колледж в качестве лектора в 1898 году, эту должность она занимала до выхода на пенсию в 1922.

Ранние работы

Первая монография Харрисон, изданная в 1882 году, была основана на тезисе о том, что в «Одиссее» Гомера и в мотивах греческой вазовой живописи использованы общие глубокие мифологические источники, и на не бывшем ранее популярным в классической археологии мнении, что репертуар вазописцев может дать новую информацию о мифах и ритуалах.

Подход Харрисон в одной из наиболее известных её работ «Введение в изучение греческой религии» (англ. Prolegomena to the Study of Greek Religion, 1903)[5] основан на движении от ритуала к вдохновленному им мифу: «В теологии факты тяжелее отыскать, правду сложнее сформулировать, чем в ритуалах».[6] Она анализирует в книге известные греческие фестивали: Анфестерии, Таргелии, Каллинтерии, Плинтерии, женские фестивали, в которых она обнаружила много первобытных пережитков, Тесмофории, Аррефории, Скирофории, Стении, Галои.

Культурная эволюция и социальный дарвинизм

Харрисон также исследовала культурное приложение теории Чарльза Дарвина. На Харрисон и её поколение оказал влияние антрополог Эдуард Бернетт Тайлор, считающийся отцом эволюционной теории развития культуры, особенно его труд 1871 года «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» (англ. Primitive Culture: researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art, and custom). Проанализировав происхождение религии с точки зрения социального дарвинизма, Харрисон пришла к выводу, что религиозность антиинтеллектуальна и догматична, однако религия и мистицизм являются культурной необходимостью. В эссе «Влияние дарвинизма на изучение религии» (англ. The Influence of Darwinism on the Study of Religion, 1909) Харрисон заключила: «Каждая из созданных до сих пор догматических религий, вероятно, ошибочна, но несмотря на всё это, религиозное или мистическое состояние души может быть единственным способом понять некоторые вещи, и важность этого огромна. Также возможно, что содержание этого мистического понимания невозможно выразить с помощью языка без искажений, что оно должно быть прочувствовано и прожито, а не произнесено и интеллектуально проанализировано; и каким-то образом оно верно и необходимо для жизни».[7]

Дальнейшая жизнь

Первая мировая война произвела глубокий перелом в жизни Харрисон. После войны она никогда больше не посещала Италию и Грецию. По большей части она работала над обзорами и новыми редакциями предыдущих публикаций; пацифистские убеждения стали причиной её изоляции. После выхода на пенсию в 1922 году она некоторое время жила в Париже вместе с Миррлиз, но затем они вернулись в Лондон, где в 1928 году Харрисон умерла от лейкемии.

Библиография

Работы, связанные с Грецией

  • Prolegomena to the Study of Greek Religion (1903, новые редакции в 1908, 1922)
  • Heresy and Humanity (1911)
  • Themis: A Study of the Social Origins of Greek Religion (1912, новая редакция в 1927)
  • Ancient Art and Ritual (1912+)
  • Epilegomena to the Study of Greek Religion (1921)

Эссе и размышления

  • Alpha and Omega (1915)

Примечания

  1. Mary Beard «Living with Jane Harrison», Архивировано 27 мая 2009 года. A Don’s Life blog, The Times website, 22 May 2009.
  2. Douglas A. Anderson. Introduction. Lud-in-the-Mist. By Hope Mirrlees. Cold Spring Harbor, New York: Cold Spring Press (ISBN 978-1-59360-041-9), 2005. 9.
  3. Jean Mills. Goddesses and Ghosts: Virginia Woolf and Jane Ellen Harrison. — City University of New York, 2007. — 217 с. — ISBN 9780549267904.
  4. Alpha and Omega, 84-85
  5. «Раз или два за поколение появляется научный труд, который меняет интеллектуальный ландшафт столь глубоко, что всем оказывается нужно пересмотреть обычно принимаемые как должное допущения», — пишет Роберт Акерман во вступлении к этой работе для репринта «Princeton University Press» 1991 года.
  6. «Prolegomena to the Study of Greek Religion», p.163
  7. Alpha and Omega, 177

Литература

  • Harrison, Jane Ellen. Alpha and Omega. AMS Press: New York, 1973. (ISBN 0-404-56753-3)
  • Harrison, Jane Ellen. Prolegomena to the Study of Greek Religion (1903) 1991 (Princeton: Princeton University Press Mythos series). «Вступление» Роберта Акермана — лучший краткий обзор карьеры Харрисон.
  • Peacock, Sandra J. Jane Ellen Harrison: The Mask and the Self. Halliday Lithograph Corp.: West Hanover, MA. 1988. (ISBN 0-300-04128-4)
  • Robinson, Annabel. The Life and Work of Jane Ellen Harrison. Oxford: Oxford University Press, 2002 (ISBN 0-19-924233-X). Первая подробная биография с обширными цитатами из личной переписки.
  • Barnard-Cogno, Camille. "Jane Harrison (1850—1928), between German and English Scholarship, " European Review of History, Vol. 13, Issue 4. (2006), pp. 661–676.
  • Stewart, Jessie G. Jane Ellen Harrison: a Portrait from Letters, 1959. Биография, основанная на объёмной переписке Харрисон с Гилбертом Мюрреем.

Ссылки