Фюрстенау, Антон Бернхард
Антон Бернгард Фюрстенау | |
---|---|
Основная информация | |
Дата рождения | 20 октября 1792 |
Место рождения | Мюнстер |
Дата смерти | 18 ноября 1852 (60 лет) |
Место смерти | Дрезден |
Страна | Германия |
Профессии | музыкант, флейтист, композитор |
Инструменты | Флейта |
Антон Бернгард Фюрстенау (нем. Anton Bernhard Fürstenau; 20 октября 1792, Мюнстер — 18 ноября 1852, Дрезден) — немецкий флейтист-виртуоз и композитор, яркий представитель немецкой романтической школы.
Сын Каспара Фюрстенау (1771—1819), превосходного флейтиста и композитора, концертировавшего по Европе и России (1805), Антон Фюрстенау начал заниматься на флейте с 6 лет под руководством своего отца. С ранних лет много гастролирует, выступая вместе с отцом. В 1815, находясь с концертами в Праге, Фюрстенау был замечен Вебером. С 1817 г. солист городского симфонического оркестра во Франкфурте-на-Майне. С 1820 г. и до конца жизни Фюрстенау — первый флейтист в королевском оркестре Дрездена, которым дирижировал Карл Мария фон Вебер.
Творческая деятельность
Автор множества произведений для флейты, среди них Блестящее рондо (соч. 102) для 2 флейт и фортепиано, этюды, концертные пьесы, дуэты, трио и др. Композиторское творчество Фюрстенау находилось под сильнейшим влиянием его близкого друга и кумира – Карла Марии фон Вебера, который иногда помогал ему в аранжировке произведений. Известный датский композитор Ф. Кулау – ещё один близкий друг Фюрстенау, с которым он играл свои ранние дуэты.
Фюрстенау часто выступал с концертами в различных странах Европы. Иногда гастролировал вместе со своим сыном Морицем (1824—1889), также превосходным флейтистом.
С 1825 по 1844 Фюрстенау написал ряд статей о музыкальных стилях и несколько учебных пособий для флейты. Среди них «Искусство игры на флейте» (нем. Die Kunst des Flőtenspiels, 1844), где даётся много методических указаний об игре на классических флейтах немецких и венских моделей. Сам Фюрстенау, предпочитал и популяризировал флейту классической модели с девятью клапанами, считая, что она звучит полнее и лучше сочетается с другими инструментами, чем флейта Бёма.
Сочинения
- 3 концертных дуэта для 2х флейт
- 26 прелюдий-каденций для флейты
- 48 маленьких дуэтов для 2х флейт
- Серенада для флейты, альта и гитары
- 3 трио для 3х флейт, op. 14
- 6 больших этюдов для флейты, op. 15
- 3 больших трио для 3х флейт, op. 66
- Фантазия для флейты и арфы, op. 67
- Интродукция и вариации для флейты и фп., op. 72
- Каприсы для флейты, op. 80
- Концерт N8 ре мажор для флейты и фп., op. 84
- 1й квартет фа мажор для 4х флейт, op. 88
- Блестящее рондо для 2х флейт и фп. (или дух. оркестра), op. 102
- 26 этюдов-упражнений для флейты, op. 107
- Романс для флейты и фп., op. 108 N2
- "Союз". Интродукция и блестящее рондо на т. из оперы "Норма" Беллини, для 2х флейт и фп., op. 115
- Трио для 3х флейт, op. 118
- "Букет звуков". 24 упражнения, каприса и прелюдии для флейты, op. 125
- Интродукция и блестящее рондо для 2х флейт и фп., op. 132
- "Иллюзион". Адажио и вариации на т. из оперы "Норма" Беллини для флейты и фп., op. 133
- 6 лёгких дуэтов для 2х флейт, op. 137
- "Зов любви" для флейты, голоса и фп., op. 141
Литература
- Качмарчик В. П. Исполнительское искусство А. Б. Фюрстенау (PDF)
- Качмарчик В. П. Немецкое флейтовое искусство XVIII—XIX вв. — Донецк, 2008 ISBN 978-966-7271-44-2
- Качмарчик В.П. А.Б. Фюрстенау – флейтист-виртуоз и педагог // Оркестр. – М. 2008. – № 13. – С. 8–11.