Фурман, Иван Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Петрович Фурман
Дата рождения 1890(1890)
Место рождения Могилёв
Дата смерти 19 января 1934(1934-01-19)
Место смерти Витебск
Научная сфера искусствоведение, этнография
Место работы Витебск
Альма-матер Московский археологический институт

Иван Петрович Фурман (1890, Могилёв — 19 января 1934, Витебск) — белорусский искусствовед, этнограф.

Биография

Родился в Могилёве. Окончил Витебское городское училище, где учились Марк Шагал, Осип Цадкин; затем Витебское отделение Московского археологического института. Умер в 1934 году в Витебске после тяжёлой болезни.

Научная работа

Увлекшись белорусской этнографией, написал на белорусском языке книгу «Крашенина: материалы к истории её на Витебщине» (1925) ― о крашеном домотканом полотне в крестьянских хозяйствах Витебщины[1]. Избран членом Комиссии по охране памятников истории и культуры Витебского окружного общества краеведения.

В дальнейшем занимался творчеством современных ему витебских художников[2]. Издал книги о гравюрах Е. Минина, С. Юдовина, З. Горбовца.

Воспевая гравюру, Фурман ссылался в 1926 году на слова Л. Д. Троцкого ― что время войн и революций не может быть в достаточной степени отражено обычной живописью с полутонами и оттенками, а только гравюрой с её чёткостью и резкостью[3].

В ходе Дела «Союза освобождения Беларуси» 1930―1931 гг., по обвинению в национализме были арестованы многие белорусские деятели культуры. И. Фурман, назначенный в 1931 году директором Витебского краеведческого музея, резко изменил свои взгляды. По словам В. А. Шишанова, в черновых заметках того времени он писал: «Импрессионизм — стиль промышленной и торгово-промышленной буржуазии, вершина развития буржуазного искусства. Упадочные стили буржуазного искусства: футуризм, кубизм, экспрессионизм, супрематизм и другие в империалистическую эпоху господства крупного финансового капитализма и развития империализма. Сезанизм — стиль индустриальной буржуазии». В музее готовился отдел «Западные влияния эпохи промышленного капитализма на русское искусство в XX в.», где влияние рассматривалось естественно как негативное[4].

Примечания

  1. Фурман І. І. Крашаніна: матэріалы да гісторыі яе ў Віцебшчыне. — Віцебск: Віцебскае акруговае Таваріства краязнаўства. Архивная копия от 14 октября 2012 на Wayback Machine
  2. Фурман І. І. Віцебскія мастакі-граверы. — Віцебск: Віцебскае акруговае Таваріства краязнаўства. Архивная копия от 14 октября 2012 на Wayback Machine
  3. Фурман І. П. Віцебск ў гравюрах С. Юдовіна. — Вцебск: Віцебскае акругавае Таварыства краязнаўства, 1926. — С. 18―19. Архивная копия от 14 октября 2012 на Wayback Machine
  4. Шишанов В. А. От «Салона независимых» к Музею современного искусства // Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918–1941). — Мн.: Медисонт, 2007. — ISBN 978-985-6530-68-8.

Литература

Ссылки