Функция (программирование)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фу́нкция в программировании, или подпрограмма — фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы. В большинстве случаев с функцией связывается идентификатор[англ.], но многие языки допускают и безымянные функции. С именем функции неразрывно связан адрес первой инструкции (оператора), входящей в функцию, которой передаётся управление при обращении к функции. После выполнения функции управление возвращается обратно в адрес возврата — точку программы, где данная функция была вызвана.

Функция может принимать параметры и должна возвращать некоторое значение, возможно пустое. Функции, которые возвращают пустое значение, часто называют процедурами. В некоторых языках программирования объявления функций и процедур имеют различный синтаксис, в частности, могут использоваться различные ключевые слова.

Функция должна быть соответствующим образом объявлена и определена. Объявление функции, кроме имени, содержит список имён и типов передаваемых параметров (или: аргументов), а также, тип возвращаемого функцией значения. Определение функции содержит исполняемый код функции. В одних языках программирования объявление функции непосредственно предваряет определение функции, в то время как в ряде других языков необходимо сначала объявить функцию, а уже потом привести её определение.

В объектно-ориентированном программировании функции, объявления которых являются неотъемлемой частью определения класса, называются методами. Также в языках с ООП возможно объявление абстрактной (виртуальной) функции без объявления тела функции.

Для того, чтобы использовать ранее определённую функцию, необходимо в требуемом месте программного кода указать имя функции и перечислить передаваемые в функцию параметры. Параметры, которые передаются функции, могут передаваться как по значению, так и по ссылке: для переменной, переданной по значению создаётся локальная копия и любые изменения, которые происходят в теле функции с переданной переменной, на самом деле, происходят с локальной копией и никак не сказываются на самой переменной, в то время как изменения, которые происходят в теле функции с переменной, переданной по ссылке, происходят с самой переданной переменной.

Функция определяет собственную (локальную) область видимости, куда входят входные параметры, а также те переменные, которые объявляются непосредственно в теле самой функции.

Существует возможность вызвать функцию внутри самой функции: такой вызов функции называется рекурсивным, а сам процесс последовательных вложенных друг в друга вызовов функций называют рекурсией. Поскольку необходимо запомнить (в стеке) адрес возврата функции (а также, выделить в том же стеке память под параметры и локальные переменные, не являющиеся динамическими), то ничем не ограниченная рекурсия приводит к переполнению стека, поэтому в языках программирования устанавливается некоторый предельный уровень вложенности рекурсивных вызовов.

Примеры функций

JavaScript

function sum(a, b) {
  return a + b
}

ActionScript

public function name(text: string) 
{
        var textfield: TextField = new TextField();
        textfield.text = text;
}

C++

void name(string text)
{
    cout << text;
}

в стандарте C++ существуют так же функции с аргументами по умолчанию

void foo(int arg1, int arg2 = 10)
{
	cout << arg1 << arg2;
}

foo(9); // вызовется и будет выведено 910

Ruby

def greetings(name)
    puts "Hi #{name}"
end

greetings('Ksenia') #Hi Ksenia

Rust

#[inline(always)]
fn max<T>(a: T, b: T) -> T
where
    T: PartialOrd,
{
    if a > b 
    {
        a
    }
    else 
    {
        b
    }
}

max(3, 5);

C#

public void Name(string text)
{
    Console.WriteLine(text);
}

Java

public void name(String text) {
    System.out.println(text);
}

Pascal

procedure name(var text: string)
begin
  write(text);
end;

PHP

function name($text)
{
    echo $text;
}

Standard ML

fun name t = print t

или, что то же самое (см. функции первого класса и лямбда-функция):

val name = fn t => print t

Swift

func foo(arg1: Int, arg2: Int = 10) 
{
    print(arg1 * arg2)
}

foo(arg1: 9) // (9 * 10) Ответ: 90

Visual Basic

Sub Name(text)
    Console.WriteLine(text)
End Sub

PureBasic

Procedure.l Name(text.s)
    PrintN(text)
EndProcedure

Python

def func(p1: str, p2: int = 10):
    print(p1, p2)
func(123)  # 123 10

Nim

proc myfunc(text: string)=
  echo text

См. также

Ссылки