Фунес памятливый

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фунес памятливый
Funes el memorioso
Жанр рассказ
Автор Хорхе Луис Борхес
Язык оригинала испанский
Дата первой публикации 1942

«Фуне́с па́мятливый» (исп. Funes el memorioso) — рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. В других переводах: «Фунес, чудо памяти» или «Фунес, помнящий».

Сюжет

Борхес от первого лица рассказывает историю знакомства с Иренео Фунесом, молодым человеком, который после падения с лошади обрёл удивительную способность навсегда запоминать всё, что он почувствовал (видел, слышал, осязал и т. д.). Ключевая сцена рассказа — ночной разговор рассказчика с Фунесом, прикованным к постели из-за травмы. Фунес считает, что до инцидента с лошадью (голубоватого оттенка!) «в течение девятнадцати лет он жил как человек во сне: смотрел не видя, слушал не слыша, забывал всё — почти всё».

Чтобы убить время, Фунес развлекается тем, что восстанавливает переживания целого дня (единственный недостаток этого занятия — то, что оно также занимает целый день), а также составляет собственную систему счисления, где каждое число имеет своё название, «вместо семи тысяч тридцати он сказал бы, например, Максимо Перес; вместо семи тысяч сорока — поезд». Борхес пытается объяснить, что такая система в точности противоречит системе счёта, но Фунес не понимает его или не хочет понимать.

Основные темы в рассказе

Саванты

Фунеса можно сравнить со страдающим синдромом саванта, психическим заболеванием, в результате которого человек приобретает сверхъестественные интеллектуальные возможности. Существование эйдетической памяти, которой обладает герой, — спорно, хотя американскими неврологами подтвержден один случай гипертимезии, невероятно детальной автобиографической памяти.

Наука

В рассказах Борхеса часто упоминаются чисто научные темы, вроде бы непригодные для того, чтобы быть основой литературного произведения, но тем не менее ими являющиеся. Это и универсальный язык в рассказе «Аналитический язык Джона Уилкинса», и все возможные сочетания 25 орфографических символов «Вавилонской библиотеки», и науки Тлёна.

Благодаря своему удивительному дару, а также тому, что составные числительные состоят из нескольких слов, Фунес составляет собственную систему счисления, в которой каждое число привычной нам десятичной системы счисления обозначено меткой.

В кинематографе

Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» в значительной степени вдохновлен рассказом Борхеса.

См. также

Ссылки