Фридман, Игнац

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игнац Фридман
Ignaz Friedman
Основная информация
Имя при рождении Шлойме Ицхок Фрейдман
Страна  Польша
Профессии пианист, композитор
Годы активности 1904—1948
Жанры Концерты, камерная музыка

Игнац[1] Фридман (нем. Ignaz Friedman, польск. Ignacy Friedman, полное имя Шлойме Ицхок Фрейдман, идиш ‏שְׁלֹמֹה יִצְחָק פֿרײדמאַן‏‎; 14 февраля 1882, Подгорье (сейчас район Кракова) — 26 января 1948, Сидней) — польский пианист, композитор и музыкальный педагог.

Биография

Родился в еврейской семье. Музыкой стал заниматься в раннем возрасте под руководством своего отца — скрипача и кларнетиста театрального оркестра. Позже обучался игре на фортепиано у краковского педагога Флоры Гживинской. В 1900 г. отправился в Лейпциг, где изучал композицию под руководством Гуго Римана, с 1901 г. совершенствовался как пианист в Вене у Теодора Лешетицкого и его ассистентки Мальвины Бре, одновременно изучая теорию и историю музыки у Гвидо Адлера.

С большим успехом дебютировал в ноябре 1904 г. в Вене, исполнив в один вечер фортепианные концерты Брамса, Чайковского и Листа. В течение ряда лет жил в Берлине, с началом Первой мировой войны уехал в Данию, затем в Италию, — гастролируя при этом по всему миру. В 1927 г. в Вене принял участие в фестивале по случаю 100-летия со дня смерти Бетховена, исполнив фортепианные произведения и трио с Б. Губерманом и П. Казальсом.

В 1940 году отправился в концертное турне по Австралии, получив возможность не возвращаться в охваченную войной Европу. Дал последний концерт 24 июля 1943 года в Сиднее, после чего вынужден был оставить сцену из-за болезни руки.

Был известен своей великолепной техникой игры, дал более 2800 концертов по всему миру. Сочинил ряд музыкальных транскрипций для фортепиано, салонных миниатюр и камерных произведений. Занимался изданием произведений для фортепиано Шопена, Листа, Шумана.

Оставшиеся от Фридмана записи в совокупности составили шесть дисков. Наиболее высокую оценку специалистов получили записи произведений Шопена и «Песен без слов» Феликса Мендельсона.

Примечания

  1. В различных источниках встречаются написания, опирающиеся на польский, а не немецкий вариант имени: Игнацы или Игнаций.

Литература

  • Allan Evans. Ignaz Friedman: Romantic Master Pianist. — Bloomington, Indiana University Press, 2009.

Ссылки