Франко, Джованни-Баттиста

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни-Баттиста Франко

Джованни-Баттиста Франко, также Баттиста Франко Венецианец, прозванный Самолей (Самоед) (итал. Battista Franco, Battista Franco Veneziano detto il Samolei); около 1510 г., Венеция — 1561, Венеция) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, представитель маньеризма. Работал в Риме, Урбино и Венеции в середине XVI века[1].

Биография

Сын Якопо, он родился в Венеции, вероятно, около 1510 года. В биографии, которую ему посвятил Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550; 1568) сообщается, что в возрасте двадцати лет он поселился в Риме, где начал копировать произведения своих современников, особенно Микеланджело. Первые годы были посвящены рисованию, между 1535 и 1536 годами появлялись его живописные работы.

В марте 1536 года Баттиста Франко участвовал под руководством Антонио да Сангалло в подготовке оформления праздника по случаю приезда в Рим Карла V. Во Флоренции он работал над оформлением свадьбы герцога Алессандро Медичи с Маргаритой Австрийской, отпразднованной 29 июня 1536 года. В тот же период он начал изучать и рисовать статуи Микеланджело в Новой cакристии церкви Сан-Лоренцо. Работал вместе с Б. Амманати и переехал жить в его дом. После смерти Алессандро Медичи (1537) по рекомендации Вазари, поступил на службу к герцогу Козимо I[2].

Художник умер внезапно, возможно, из-за отравления. Его сын Джакомо Франко стал гравёром и издателем эстампов.

Творчество

Его живопись в стиле маньеризма во многом обязана произведениям Микеланджело; но его рисунки и гравюры более оригинальны. Он вернулся в Венецию, где помог расписать потолок Библиотеки Марчиана. Он написал серию панно, в том числе «Крещение Христа» (в капелле Барбаро), для стен и свода капеллы Гримани в церкви Сан-Франческо-делла-Винья в Венеции. В этом городе художник создавал преимущественно картины для украшения триумфальных арок, временно воздвигавшихся по разным случаям, плафоны и настенные фрески в церквях и дворцах и другие декоративные работы.

Кроме живописи занимался гравированием в технике офорта и сухой иглы, наиболее известны гравюры: «Жертвоприношение Авраама», «Благовещение Марии», «Поклонение пастухов», «Отрок-Христос проповедует в Иерусалимском храме», «Воскресение Христа», «Бичевание Христа» (по картине Тициана) и «Амур и Психея в купальне»[3].

Галерея

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Sacconi А. — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 50 (1998) [1] Архивная копия от 5 июля 2022 на Wayback Machine
  3. Франко, Джованни-Баттиста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. [2] Архивная копия от 16 августа 2022 на Wayback Machine