Фотий Крылов (корабль)
СБ-135 «Фотий Крылов» | |
---|---|
Служба | |
Россия | |
Класс и тип судна | спасательно-буксирное судно |
Порт приписки | Владивосток |
Организация | Тихоокеанский флот ВМФ России |
Изготовитель | Холлминг Лтд. (Финляндия) |
Спущен на воду | 1989 |
Введён в эксплуатацию | 1989, 2008 |
Статус | В составе флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 5250 тонн |
Длина | 98,8 м |
Ширина | 19,45 м |
Осадка | 7 м |
Двигатели | 4 дизельных двигателя «Wartsila» |
Мощность | 24480 л.с. |
Скорость хода | 18,2 узла |
Дальность плавания | 20 000 км |
Экипаж | 46 человек |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение |
«Наяда-5» 2 шт. «BridgeMaster» 1шт. |
Авиационная группа | Вертолётная площадка |
«Фотий Крылов» (СБ 135) проект Р-5757 — океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. Назван в честь контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова, начальника ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР в 1932—1943 годах. Построен на финской верфи «Холлминг Лтд» вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) по заказу ВМФ СССР, спущен на воду в 1989 году.
По развиваемой тяговой мощности в 291 тонну некоторое время был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой и мощный буксир в мире. Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.
История
«Фотий Крылов», проектное название СБ 135, был изготовлен на верфи «Холлминг Лтд» (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип судов «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов[1].
В 1993 году «Фотий Крылов» вместе с буксиром СБ 408 (проект 712) были сданы в аренду компании «Интертаг ЛТД» за 1 доллар США и впоследствии несколько раз незаконно перепроданы. Последним обладателем судна стала греческая компания «Цавлирис» (Tsavliris), которая использовала его для выполнения спасательных работ в Атлантическом океане, при ней судно имело название «Tsavliris Giant» и ходило под флагом Азорских островов. После безуспешных попыток разыскать «Фотия Крылова» командование ВМФ обратилось в компанию «Совфрахт», которая нашла судно. Потребовалось несколько судебных процессов, после которых судно было возвращено России и передано компании «Совфрахт-Владивосток» в 2003 году. На оформление документов и техническое обслуживание ушло несколько лет. В 2008 году «Фотий Крылов» вновь заступил на дежурство в составе Тихоокеанского флота России[2][3][4].
С января по март 2009 года буксир в составе отряда боевых кораблей (ОБК) во главе с большим противолодочным кораблём «Адмирал Виноградов» участвовал в патрулировании Аденского залива для защиты коммерческих судов от нападения пиратов[5]. В июне 2010 года вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота, и танкером «Борис Бутома» совершил дружественный визит в американский порт Сан-Франциско[6].
С августа по октябрь 2014 года прошёл доковый ремонт и сервисное обслуживание: заменена забортная арматура, очищены и покрашены подводная и надводная части корпуса, отремонтирована винто-рулевая группа[7][8].
По состоянию на май 2015 года — входит в тактическую группу № 1 Средиземноморской эскадры ВМФ России (ОпЭСК) с ротационным корабельным и судовым составом. С базированием на Тартус (Сирийская Арабская Республика). Организационно эскадра подчинена командующему Краснознамённым Черноморским флотом.
5 августа 2020 года вместе со спасательным судном "Игорь Белоусов", принял участие в специальных тренировках на случай нештатного приводнения космического корабля "Союз", на траектории выведения на орбиту, во время старта с космодрома Байконур. Специальный репортаж РКК "Энергия"
Оснащение
Судно оснащено рядом комплексов предназначенных для выполнения спасательных работ, в том числе подводных — барокамера, водолазное снаряжение, дистанционные подводные видео камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку.
Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.
Примечания
- ↑ «Адмирал Виноградов» конвоирует российские танкеры в районе Африканского Рога . Сайт «Оружие России». Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 6 мая 2012 года.
- ↑ Фёдор Гурко. Легендарный буксир-спасатель ТОФ «Фотий Крылов» вернулся в строй. (недоступная ссылка). Видеорепортаж. Приморское телевидение и радио (филиал ВГТРК) (7 мая 2008). Дата обращения: 10 августа 2010. Архивировано 18 мая 2011 года.
- ↑ Закончен долгосрочный контракт между ОАО «Совфрахт» и ВМФ России по аренде вспомогательных судов . Дата обращения: 18 августа 2010. Архивировано 21 октября 2021 года.
- ↑ Как отцы-командиры Тихоокеанского флота корабли в аренду сдавали… (недоступная ссылка)
- ↑ «Фотий Крылов» привел датский сухогруз с россиянами в Оман // Вести : телеканал. — 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Корабли ТОФ во главе с крейсером «Варяг» отправляются с визитом в США // РИА «Новости» : информационное агентство. — 2010. Архивировано 6 июня 2010 года.
- ↑ Буксир-спасатель «Фотий Крылов» отправился на ремонт 01.08.2014 . Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Спасательное судно «Фотий Крылов» отремонтировали на «Дальзаводе» 17.09.2014 . Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 4 марта 2016 года.
Ссылки
- Василий Матвеев. Спасательные буксиры «Фотий Крылов» и «Николай Чикер» . Фоторепортаж (2004). Дата обращения: 10 августа 2010.
- Специальный видеорепортаж РКК "Энергия" оттренировках на случай нештатного приводнения космического корабля "Союз" // РКК "энергия"