Форд, Джон (драматург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джон Форд
англ. John Ford
Место рождения Девон
Гражданство  Англия
Род деятельности драматург
Жанр Драма

Джон Форд (англ. John Ford; 17 апреля 1586, Девон — 1639, Лондон) — один из крупнейших английских драматургов шекспировской плеяды[1].

Биография

Форд, по всей видимости, учился в Оксфордском университете, изучая, скорее всего, право. Дебютировал как поэт, автор поэм, элегий и сонетов (элегия «Памятник славы» — «Fames Memorial», 1606, и др.). Первые драмы, как это было обычно в тот период, Форд написал в сотрудничестве с другими драматургами: трагедию «Матереубийца» (A late murther of the sonne upon the mother, зарег. 1624) совместно с Уэбстером, трагикомедию «Бристольский купец» (The bristowe merchant, зарег. 1624) — с Деккером, с ним же и Роули (Rawley) трагикомедию «Эдмонтонская ведьма» (The witch of Edmonton, ок. 1621, напеч. 1658); также вместе с Деккером - «маску» «Любимец солнца» (The sun’s darling, A moral masque, 1624, напечатана 1656).

Первой самостоятельной пьесой Форда была трагедия «Меланхолия влюблённого» (The lover’s melancholy, пост. 1628, напеч. 1629), отличающаяся запутанной и сложной интригой. Интермедия «Аллегория меланхолии», включённая в пьесу, написана под влиянием «Анатомии меланхолии» Роберта Бёртона, а вся трагедия носит следы подражания «Гамлету» Шекспира. Следующая трагедия Форда «Разбитое сердце» (The broken heart, напечат. 1633) отличается ещё более сложной интригой, тремя переплетающимися сюжетными линиями; пьеса прославляет мужество спартанской царевны Каталанты.

Теме ревности посвящена трагедия «Жертва любви» (Loves sacrifice, напечат. 1633), в которой сказывается сильное влияние шекспировского «Отелло». Лучшая трагедия Форда являлась «Жаль, что она развратница» ('Tis Pity She’s a Whore, напечат. 1633, экранизирована в 1971 г), где он с гуманистических позиций оправдывает женщину, греховно полюбившую своего брата, что приводит к гибели обоих. В исторической хронике «Перкин Варбек» (The chronicle historie of Perkin Warbeck, напечат. 1634) с большой художественностью разрабатывалась история самозванца Варбека, борющегося против Генриха VII.

Комедии Джона — «Вымыслы целомудрия и благородства» (The fancies, chaste and noble, напечат. 1638) и «Испытание леди» (The ladies triall, пост. 1638, напечат. 1639) — менее значительны.

Характеры трагедий Форда очерчены ярко и сильно; они показывали умение изображать человеческую психологию. Композиционное мастерство Форда, напряжённое действие его драм позволяли ему занять крупное место в истории английской драмы. Чрезмерная усложнённость интриги, проникновение романтических элементов, отказ от локализации, сказывающиеся в творчестве Форда, характерны как проявление начавшегося упадка елизаветинской драмы этого периода.

Произведения в русских переводах

Экранизации

Примечания

  1. Александр Абрамович Аникст. Современники Шекспира: сборник пьес. — Искусство, 1959. — 528 с. Архивная копия от 27 февраля 2018 на Wayback Machine

Литература

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.