Фома Яремчук

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фома Яремчук (нем. Foma Jaremtschuk) — гипотетический автор нескольких сотен рисунков, экспонируемых в различных западных странах начиная с 2006 года.

Биография

Согласно биографии художника, распространённой в мировой художественной критике, Фома Яремчук родился в 1907 году в Сибири. В 1936 году был репрессирован — по данным австралийского искусствоведа Колина Родса, в рамках раскулачивания[1], согласно биографии на сайте лондонской галереи Генри Боксера, полностью посвящённой так называемому искусству аутсайдеров, осуждён за «клевету на СССР» (англ. slander against the USSR)[2]. В 1947 году в связи с развившимся психическим заболеванием был переведён в психиатрическую больницу, где находился до 1963 года; его лечением будто бы занимался психиатр М. П. Кутанин. Именно к этому периоду будто бы относятся его художественные работы. В 1963 году в связи с ухудшением состояния был переведён в интернат, где и умер в 1986 году.

Характеристика творчества

Яремчука называли типичным представителем ар брют, поскольку его работы созданы в изоляции от общества и вне всякой связи с художественной традицией[2]. Его рисунки навеяны лагерной и больничной обстановкой и выражают характерную для этих условий дегуманизацию: персонажи рисунков уподобляются животным, изображены в разрезе, как в анатомическом атласе, в их тела вторгаются звери и механизмы[1]. Сюжеты рисунков Яремчука, происходящие в сюрреальном мире сродни кафкианскому, заставляют К. Родса говорить об «огромной, стихийной силе» этого художника[3].

Выставочная история

В 2006 г. первую серию работ Яремчука приобрела у некоего Алекса Гесса известная немецкая галеристка Сюзанна Цандер (нем. Susanne Zander). В 2007 г. они были представлены ею на Кёльнской художественной ярмарке Cologne Fine Art, отличающейся особым интересом к ар брют[4]. В 2008 г. Цандер выпустила альбом с рисунками Яремчука и предисловием художественного критика Катрин Лорх[de].

В 2010-е гг. продвижением работ Яремчука занялся лондонский галерист Генри Боксер. Он, в частности, представил ряд рисунков в Нью-Йорке на 25-й международной ярмарке аутсайдерского искусства Outsider Art Fair[5].

В 2017 г. альбом «Фома Яремчук: новонайденный мастер ар брют» (англ. Foma Jaremtschuk: An Art Brut Master Revealed) с предисловием К. Родса был опубликован в Северной Македонии.

Разоблачение мистификации

В 2019 г. журналистское расследование М. Яшнова и Ю. Вишневецкой для сайта «Медуза» установило, что рисунки Яремчука, по всей вероятности, выполнены волгоградским художником Станиславом Азаровым[6] (род. 1977): среди собственных работ Азарова есть многие, напоминающие Яремчука по стилю и элементам техники, но и непосредственно рисунки Яремчука в прошлом распространялись Азаровым как свои. Сам Азаров в беседе с журналистами признал своё авторство. Инициаторами мистификации, за бесценок скупившими работы у Азарова и продавшими их западным галеристам, расследование называет Алекса Гесса, известного в России как владелец небольшого строительного бизнеса, а также связанного с ним художника и арт-менеджера Петра Дзогабу[7]. В октябре 2019 г. Азаров опубликовал видеообращение с официальным заявлением о том, что работы Яремчука выполнены им, указав при этом, что никаких юридических претензий никому предъявлять не намерен[8]. 23 октября 2020 г. в волгоградском музее им. Машкова открылась персональная выставка Станислава Азарова под названием «Стас Азаров. Не Фома, не Яремчук».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Colin Rhodes. The Visionary Soviet Revelations of Foma Jaremtschuk Архивная копия от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Raw Vision, No. 96 (Winter 2017/2018), pp. 42-47. — Раскулачивание, в основном, завершилось в СССР к 1930—1932 гг.
  2. 2,0 2,1 Foma Jaremtschuk Архивная копия от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Henry Boxer Gallery. — Действовавший в 1936 году уголовный кодекс не предусматривал такого состава преступления, статья 1901 «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй» была введена в действие в СССР в 1966 году.
  3. Colin Rhodes. Foma Jaremtschuk: art from beyond the edge Архивная копия от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Wrong Wrong Magazine, No. 15 (February 2019).
  4. COLOGNE FINE ART: Europas einzige Kunstmesse mit Art Brut Архивная копия от 22 сентября 2020 на Wayback Machine // art-in.de, 21.07.2007.
  5. Edward M. Gómez. From Curiosity to Institution: The Outsider Art Fair at 25 Архивная копия от 22 марта 2019 на Wayback Machine // Hyperallergic, 14.01.2017.
  6. Графика, живопись, офорты, линогравюры, невидимые города, цеппелины, книги и слоны Станислава Азарова. (рус.) ?. Станислав Азаров. Дата обращения: 14 октября 2020. Архивировано 6 мая 2021 года.
  7. Ю. Вишневецкая, М. Яшнов. В поисках гения из советской психушки Архивная копия от 2 ноября 2020 на Wayback Machine // «Медуза», 5.08.2019.
  8. Заявление художника Стаса Азарова о художнике Фоме Яремчуке и опубликованном расследовании, 16.10.2019.