Перейти к содержанию

Фолькман, Людвиг

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Людвиг Фолькман
нем. Ludwig Volkmann
Место рождения Лейпциг
Место смерти Лейпциг

Людвиг Фолькман (нем. Ludwig Volkmann; 9 января 1870, Лейпциг — 10 февраля 1947, Лейпциг) — немецкий издатель и историк искусства; первый председатель Немецкой книжной торговой ассоциации, президентом и организатор Международной выставки книжной торговли и графики в Лейпциге.

Биография

Людвиг Фолькман родился в Лейпциге 9 января 1870 в семье книгоиздателя Вильгельма Фолькмана; дедом Людвига был физиолог Альфред Вильгельм Фольман (1801—1877). 13 июля 1896 года Людвиг Фолькман женился на Генриетте Фердинанде Луизе Иде Массманн (18 мая 1876, Шверин — 1 августа 1938), являвшейся дочерью члена Рейхсгерихтсрата и будущего президента сената Шверин Вильгельма Массмана (нем. Leberecht Fürchtegott Wilhelm Maßmann; 1837—1916).

Среднее образование Людвиг Фолькман получал сначала в частной школе «Teichmannsche», затем — в лейпцигской «Nikolai-Gymnasium»; после этого он переехал в Бонн, где одновременно — с 1888 по 1889 год — учился точным наукам и книжной торговле. После этого Фолькман начал изучать историю искусства, археологию и экономику в Мюнхене, Лейпциге, Флоренции и Риме. В результате, в 1892 году он получил кандидатскую степень в Мюнхене за диссертацию о «Божественной комедии» Данте — на тему «Bildliche Darstellungen zu Dantes Divina Commedia bis zum Ausgang der Renaissance»[1].

В 1892—1893 годах Фолькман проходил военную службу — он год являлся волонтером в батальоне егерей в Дрездене, после чего — в 1894 — стал офицером запаса. 16 октября 1893 года Людвиг Фолькман занялся семейным бизнесом в музыкальном издательстве «Breitkopf & Härtel»; 1 декабря 1895 он стал уполномоченным представителем компании, а с в январе 1897 — являлся партнером компании в Лейпциге.

В 1901 году Людвиг Фолькман был избран первым председателем Немецкой книжной торговой ассоциации, а в 1904 году состоял одним из судей на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе; в 1910 он в том же качестве работал и на Брюссельской выставке. В тот же период, благодаря путешествиям и обширной литературной деятельности, Фолькман смог продолжить заниматься историей искусства[2] — в частности, он читал лекции[3].

В 1914 году Фолькман стал президентом Международной выставки книжной торговли и графики в Лейпциге (нем. Internationale Ausstellung für Buchgewerbe und Graphik, Bugra)[4]. Его отношения с работниками собственной компании были примечательны для своего времени: на его заводе отсутствовала общепринятая в те годы фабричная сирена, а сами работники не отмечались на входе и выходе с территории предприятия. Кроме того, в 1907 году Фолькманн объявил своим сотрудникам, что они будут иметь право на оплачиваемый отпуск — что было более чем необычно для начала XX века.

Во время Первой мировой войны Людвиг Фолькман проводил активную культурную работу на фронте[5]. В 1919 году он основал специальный отдел торговли книгой на Лейпцигской ярмарке — за отделом закрепилось название «Bugra Fair». На Международной пресс-выставке в Кельне, проходившей в 1928 году, он представлял книжную индустрию.

В 1939 году — с началом Вторая мировая войны — Фолькман оказался в сложной ситуации, поскольку должен был возглавить крупный бизнес, поскольку два других совладельца — его двоюродные братья — были призваны на военную службу. Кроме того, он продолжал заниматься и художественными исследованиями[6]. После того как в 1940 году Людвиг Фолькманн попал в аварию и оказался в значительной степени парализован, он все же сумел написать свое последнее произведение об искусства, озаглавленное «Египетский романтизм в европейском искусстве» (нем. Ägypten-Romantik in der europäischen Kunst); книга вышла посмертно — в 2006 году.

4 декабря 1943 года как дом самого Фолькмана, так и главное здание его фирмы «Breitkopf & Härtel» — вместе с машинным отделением и подвалом — стали жертвой воздушного налета на Лейпциг и полностью сгорели. В результате было уничтожено большое количество документов, включая семейные. Фолькманн переехал в свой загородный дом в Гросботен под Лейпцигом, а его последним адресом стали меблированные комнаты в Лейпциге, где он и умер 10 февраля 1947 года.

Работы

  • Bilderschriften der Renaissance. Hieroglyphik und Emblematik in ihren Beziehungen und Fortwirkungen. Leipzig: Hiersemann 1923. (переиздание 1969).
  • Ars memorativa // Jahrbuch der kunsthistorischen Sammlungen in Wien, Neue Folge, Band 3, Wien 1929.

Литература

  • Aenne Jaenisch-Volkmann: Erinnerung an Ludwig Volkmann : Zu seinem 100. Geburtstag am 9.1.1970 // Börsenblatt für den deutschen Buchhandel Bd. 26, 1970: 247.
  • Carl Wagner: Der Deutscher Buchgewerbeverein und seine Vorsteher Oskar von Hase und Ludwig Volkmann. 1889–1930. Leipzig.[7]

Примечания

  1. Thede Kahl, Peter Mario Kreuter, Christina Vogel. „Vergessen, verdrängt, verschwunden“: Aufgegebene Kulturen, Beziehungen und Orientierungen in der Balkanromania. — Frank & Timme GmbH, 2017. — С. 76-78. — 366 с. — ISBN 9783732902552. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  2. Mario Praz. Studies in Seventeenth-century Imagery. — Ed. di Storia e Letteratura, 2001. — С. 7-8, 23. — 620 с. — ISBN 9788887114874. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  3. Harry Mallgrave. Otto Wagner: Reflections on the Raiment of Modernity. — Getty Publications, 1996. — С. 378-379, 405. — 438 с. — ISBN 9780892362585. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  4. Tilman Sauer, Ulrich Majer. David Hilbert's Lectures on the Foundations of Physics 1915-1927: Relativity, Quantum Theory and Epistemology. — Springer Science & Business Media, 2009. — С. 314. — 803 с. — ISBN 9783540682424. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  5. Nicholas Bullock, Luc Verpoest. Living with History, 1914 - 1964: la Reconstruction en Europe Après la Première Et la Seconde Guerre Mondiale Et Le Rôle de la Conservation Des Monuments Historiques. — Leuven University Press, 2011. — С. 35-37. — 393 с. — ISBN 9789058678416. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  6. Bart Westerweel. Patterns and Patterning: A Study of Four Poems by George Herbert. — Rodopi, 1984. — С. 48. — 292 с. — ISBN 9062039456. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  7. Julia Meer. Neuer Blick auf die Neue Typographie: Die Rezeption der Avantgarde in der Fachwelt der 1920er Jahre. — transcript Verlag, 2015. — С. 308. — 383 с. — ISBN 9783839432594. Архивная копия от 11 мая 2018 на Wayback Machine

Ссылки