Фингерстайл
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Al_Di_Meola_guitar_in_Utrecht%2C_Netherlands.jpg&width=300)
Фингерстайл (англ. fingerstyle; также пальцевой метод, пальцевой стиль) — техника игры на гитаре, чаще всего — акустической, при которой один гитарист ведёт одновременно партии соло, ритм и бас. Данная техника позволяет исполнителю создать впечатление нескольких одновременно звучащих инструментов. Кроме того, фингерстайл позволяет использовать гитару необычными способами, например, в том числе как ударный инструмент[1][2].
Фингерстайл появился в середине XX века, но приобрёл особую популярность в начале XXI столетия. Это направление возникло в 1950-ом году в США, вобрав в себя признаки сразу нескольких жанров, среди которых кантри-музыка, регтайм и блюз. К числу музыкантов, которые популяризировали этот стиль, чаще всего относят кантри-исполнителя Чета Аткинса. Впоследствии стиль получил более широкое распространение благодаря ученику Аткинса, австралийскому гитаристу Томми Эммануэлю, который был дважды номинирован на получение «Грэмми»[1].
Техника
Фингерстайл является одной из самых сложных в освоении техник, так как подразумевает аранжировки, сочетающие сразу несколько партий традиционных инструментов: бас, аккордовый аккомпанемент, сольную партию и, иногда, даже ударные. Одной из его особенностей является постоянное поддержание ритма; нередко встречаются полиритмические рисунки, характерные для африканской фольклорной музыки. Тактовый размер музыкальных произведений чаще всего чётный, при этом чаще всего отсутствует разделение на сильные и слабые доли[1].
Для фингерстайла характерны несколько способов звукоизвлечения. Для некоторых из них исполнитель надевает на большой палец специальный медиатор («коготь»). При использовании техники «фингер-пикинг» большой палец исполняет ритм-партию, а остальные — соло на более высоких нотах. «Трэвис-пикинг» схож с предыдущей техникой, но вместо сольной партии на высоких нотах исполняются аккорды. Применение техники «фингерстайл-перкуссия» включает в себя постукивание по корпусу гитары, что обогащает окраску звучания и подчёркивает ритм[1].
Плюсы и минусы фингерстайла
Плюсы
- Фингерстайл-музыкантам не обязательно носить с собой медиатор, но тогда ногти должны быть правильной длины и в хорошем состоянии.
- Техника позволяет гитаристу одновременно играть на нескольких не соседних струнах и извлекать большие интервалы, такие как октава, квинта, секста или другие интервалы, соответствующие гармонии.
- Фингерстайл больше подходит для полифонической игры, с отдельными, независимыми музыкальными линиями, или отдельными партиями мелодии, гармонии и баса, и поэтому больше подходит для сольной игры без сопровождения, или для очень маленьких музыкальных групп, например, дуэтов, в которых гитарист аккомпанирует певцу.
- Легко играть арпеджио, но техника тремоло (быстрого повторения ноты) сыграть сложнее, чем при игре с медиатором.
- При игре аккордов меньше необходимости в демпфировании (приглушении) ладов, поскольку можно щипать только те струны, которые необходимы.
- Возможна большая вариативность штрихов, что позволяет добиться большей выразительности тембра и динамики.
- Возможны разнообразные удары по корпусу гитары.
Минусы
- Как правило, струнам передается меньше энергии, чем при игре с медиатором, что приводит к меньшей громкости при игре на акустической гитаре.
- Игра на "тяжелых" и толстых струнах может повредить ногти: фингерстайл больше подходит для нейлоновых или легких стальных струн.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 В. А. Одоевский, Н. В. Корчагина. Исполнительство на акустической гитаре в технике фингерстайл: исторический и методический аспекты // Музыкальное Искусство И Образование. — 2020. — Т. 8, вып. 2. — ISSN 2309-1428. — doi:10.31862/2309-1428-2020-8-2-124-139.
- ↑ Якименко Н. Фингерстайл: к проблеме дефиниции явления // Музыка и время : журнал. — Москва: Научтехлитиздат, 2012. — № 2. — С. 52-54. — ISSN 2072-9960.