Перейти к содержанию

Финансово-хозяйственное управление Московского патриархата

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Финансово-хозяйственное управление Московского патриархата — синодальное учреждение Русской православной церкви.

История

Актом, предварившим создание Хозяйственного управления Московского патриархата, стало подписанное в 1945 году Сталиным постановление Совета народных комиссаров СССР, предоставлявшее Московской патриархии, епархиальным управлениям, монастырям и приходам юридические права на «приобретение транспортных средств, производство церковной утвари, продажу верующим, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей… Этим же Постановлением разрешался колокольный звон и плановое снабжение церковных общин со стороны государства необходимым строительным материалом»[1].

20 июня 1946 году года решением Священного синода было принято Положение о Хозяйственном управление при Священном синоде Русской православной церкви[1].

Одной из главных задач Хозяйственного управления, кроме контроля за финансовой деятельностью Церкви, было создание предприятия, которое бы выпускало необходимую для церковной жизни продукцию: свечи, облачения, предметы церковного обихода и прочее. Помимо организации работы производственных мастерских, в сферу компетенции ХОЗУ входили вопросы строительства и реставрации патриарших резиденций, монастырей и храмов[1].

Решением Священного синода от 17 февраля 1997 года управление было упразднено и его полномочия были переданы Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам[2].

Возрождено определением Священного синода от 31 марта 2009 года. Председателем возрождённой Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии был назначен архимандрит Тихон (Зайцев), которому Синод определил быть епископом Подольским, викарием Московской епархии[3].

Функции Финансово-хозяйственного управления епископ Тихон охарактеризовал так:

У Финансово-хозяйственного управления очень много функций, связанных с внутренним жизнеобеспечением Русской Православной Церкви. Если проводить светские параллели, то, по сути, ФХУ — это министерство финансов и министерство экономики в одном лице. В первую очередь ФХУ помогает Святейшему Патриарху и Священному Синоду осуществлять функции управления имуществом Русской Православной Церкви. А с этим связаны и вопросы налогообложения и бухгалтерского учёта, и формирования общецерковного бюджета, и строительства, и реставрации, и многое другое. У нас ведь тоже есть нечто вроде …бюджетного процесса, но модель, конечно, несопоставима со светской. Церковь от начала своего существования, от начала веков существовала и существует на пожертвования, так какие здесь могут быть планы? Условно говоря, плана доходов нет, а вот план расходов есть. И мы стараемся организовать их финансирование[4].

12 марта 2024 года Священный синод Русской православной церкви постановил ввести в состав постоянных членов Священного синода по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, учитывая расширение сферы ответственности и возросшую роль Финансово-хозяйственного управления в осуществлении многообразной управленческой, проектной, строительной, хозяйственной деятельности в общецерковном масштабе[5].

Председатели

Примечания

Литература

  • Алексий (Кутепов), еп. О хозяйственной деятельности Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 2. — С. 42—48.

Ссылки