Филомела

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филомела
др.-греч. Φιλομήλα
Элизабет Гарднер. Филомела и ПрокнаЭлизабет Гарднер. Филомела и Прокна
Мифология древнегреческая
Тип Греция
Местность Фокида, Фракия
Греческое написание Φιλομήλα
Пол женский
Отец Пандион
Мать Зевксиппа
Супруг Терей
Атрибуты соловей, ласточка
Прокна и Филомела, ок. 630—625 гг. до н. э.

Филоме́ла (др.-греч. Φιλομήλα) — персонаж древнегреческой мифологии, дочь царя Афин Пандиона и Зевксиппы, сестра Прокны, Эрехтея и Бута. Ласточку-Пандиониду упоминают уже Гесиод и Сапфо[1]. Миф о ней локализуется либо в Фокиде, либо во Фракии.

Жила в Давлиде[2]. Вторая жена Терея, который вырезал ей язык. Чтобы избежать преследований Терея, превратилась в ласточку в городе Давлиде[3] (в другом варианте — в соловья[4]).

Либо прибыла в Афины и умерла с горя[5]. По истолкованию, онемела от стыда, а не от отрезания языка[6].

В Давлиде ласточки не клали и не высиживали яиц из-за страха перед страной Терея[7]. Ласточек называют Давлидами[8].

По другой версии мифа, Филомела, дочь царя Афин, была у своей сестры, Прокны, жены царя Фокиды, Терея. Терей подверг Филомелу насилию, и, чтобы скрыть своё преступление, вырвал у неё язык. Филомела рассказала об этом сестре вышивкой на ткани. Разъярённая Прокна убила своего сына от Терея, Итиса и накормила мужа его мясом. Зевс превратил Филомелу в ласточку, Прокну — в соловья, а Терея — в удода. Более поздние источники (Овидий, Гигин и Аполлодор) утверждают, что в соловья была превращена Филомела, а в ласточку — Прокна.

История Прокны легла в основу ряда античных пьес, в числе которых трагедия Софокла «Терей».

В культуре Нового времени

Миф о Филомеле и Прокне (Прогне) послужил источником многих литературных произведений Нового времени. В драматической форме он представлен трагедией И. А. Крылова «Филомела» 1783 г. Также его сюжет лёг в основу басни Лафонтена, переведённой на русский язык К. Н. Батюшковым — «Филомела и Прогна. (Из Лафонтена)» (написана в 1811 году и тогда же опубликована в «Вестнике Европы»[9]); в примечании к басне кратко пересказывается сюжет мифа[10]. В европейской поэзии Нового времени от Сидни и Шекспира до Элиота Филомела означает соловья, либо в прямом значении, либо как символ творческого начала, воплощение истинного поэта. Например, в элегии Батюшкова «Последняя весна» (1815)[11]:

Ручей свободно зажурчал,
И яркий голос Филомелы
Угрюмый бор очаровал:
Всё новой жизни пьёт дыханье!

или идиллии А. А. Дельвига «Дамон» (1821)[12]:

Приятны крылатых певцов сладкозвучные песни —
Приятней полночное пенье твоё, Филомела!

В элегии В. А. Жуковского «Вечер» (1806)[13]:

«В траве коростеля я слышу дикий крик,
В лесу стенанье филомелы…»

В стихотворении И. А. Бродского «Подсвечник» (1968):

«…И где-то щебетала Филомела».

Джеффри Хартман[en] в своей работе «Шрамы духа» (Scars of the Spirit, 2002) выступает с инициативой «проекта Филомела»: предоставить голос тем, кто оказался исторически его лишён (стр. 90).

В честь Филомелы назван астероид (196) Филомела, открытый в 1879 году.

Примечания

  1. Гесиод. Труды и дни 569;. Гесиод, фр. 312 М.-У.; Сапфо, фр. 135 Лобель-Пейдж
  2. Нонн. Деяния Диониса IV 321
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 14, 8
  4. Гигин. Мифы 45; Овидий
  5. Павсаний. Описание Эллады I 41, 8
  6. Тертуллиан. К язычникам I 8
  7. Павсаний. Описание Эллады X 4, 9
  8. Плутарх. Застольные беседы VIII 7, 2
  9. Батюшков К. Н. Филомела и Прогна. (Из Лафонтена) // «Вестник Европы», ч. LX. — 1811. — Декабрь (№ 23). — С. 186—187.
  10. Пильщиков, И. А. Комментарий к элегии К. Н. Батюшкова «Последняя весна». Русская виртуальная библиотека (25 апреля 2004). Дата обращения: 29 августа 2008. Архивировано 13 октября 2011 года.
  11. Батюшков К. Н. Последняя весна // Сочинения / Вступ. статья и сост. В. В. Гуры. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1979. — С. 69. — 400 с. — (Русский Север). — 100 000 экз.
  12. Дельвиг А. А. Дамон (Идиллия) // Сочинения: Стихотворения. Статьи. Письма / Сост., вступ. ст., коммент. В. Э. Вацуро. — Ленинград: Художественная литература, 1986. — С. 23. — 472 с. — 100 000 экз.
  13. Жуковский В. А. Вечер. Элегия. rvb.ru. Дата обращения: 16 июля 2017. Архивировано 17 июля 2017 года.