Фердинандов, Борис Алексеевич
Борис Фердинандов | |
---|---|
Профессия | актёр, театральный режиссёр, сценограф |
Театр |
Камерный театр Таирова; Опытно-героический театр |
Борис Алексеевич Фердинандов (1889—1959) — русский советский актёр, режиссёр, художник.
Биография
В 1909—1911 годах Борис Фердинандов занимался на актёрских курсах С. В. Халютиной. В 1911—1912 годах работал в Московском Художественном театре; в 1913—1914 был художником Театра музыкальной драмы в Петербурге.
В 1917—1918, 1919—1921 и 1923—1925 годах служил в московском Камерном театре. Занимался оформительской деятельностью, в частности оформил постановки пьес «Король Арлекин» Р. Лотара и «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (1917); «Адриенна Лекуврер» Скриба и Э. Легуве (1919).
В 1921 году Борис Фердинандов создал в Москве Опытно-героический театр. После образования в сентябре 1922 года ГИТИСа мастерская, руководимая Фердинандом, влилась в него, а Опытно-героический театр, объединившись с Вольной мастерской Вс. Мейерхольда, образовал Театр ГИТИСа[1]. Однако уже в конце того же года, в результате возникших разногласий, Мейерхольд со свими учениками покинул ГИТИС, Театр ГИТИСа остался за ним[1], и труппа Фердинандова вновь обрела самостоятельность.
В 1923 году Опытно-героический театр прекратил своё существование; Фердинандов в дальнейшем ставил спектакли в театрах Калуги, Челябинска, Новокузнецка, Воронежа, Сыктывкара, Туркменском театре драмы (Ашхабад), Театре им. Камала (Казань) и других. Снимался в кино, занимался литературной деятельностью.
Был сторонником теории метро-ритма как основы актёрской игры.
Творчество
Работы в театре
Актёрские
- Арлекин — «Покрывало Пьеретты» Шницлера
- Молодой сириец — «Саломея» О. Уайльда
- Луп Лоен, Жак Тюри — «Обмен», «Благовещение» П. Клоделя
- принц Бульонский — «Адриенна Лекуврер»
- Джильо Фава — «Принцесса Брамбилла» Э. Т. Гофмана
- Тибальд — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
- Борис — «Гроза» А. Н. Островского и др.
Режиссёрские
- 1922 — "Дама в чёрной перчатке" В. Шершеневича — Опытно-героический театр.
Фильмография
- 1927 — Ваша знакомая (Журналистка) — Петровский
- 1929 — Иуда — старец Иона
- 1929 — Привидение, которое не возвращается — Хозе Реаль
- 1930 — Жизнь в руках — Алексей Брасюк
- 1930 — Огненный рейс — Киселев
- 1931 — Человек без футляра
- 1931 — Генеральная репетиция — большевик
- 1933 — Колодец смерти — инженер Ерофеев
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Театр РСФСР 1-й // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
Литература
- Фердинандов Б. Театр сегодня // О театре. Тверь, 1922.
- Соболев Ю. Камерный театр // Рампа и жизнью. 1918. № 10.
- Марков П. Театральные опыты // Театральное обозрение. 1921. № 9.
- Марков П. Новейшие театральные течения. М., 1924.
- Бояджиев Г. Студийные театры // Очерки русского советского драматического театра. Т. 1. М., 1954
- Иванов В.В. Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века / Ред.-составит. В.В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 211–241
- Персоналии по алфавиту
- Актёры по алфавиту
- Актёры СССР
- Актёры России
- Актёры XX века
- Театральные режиссёры по алфавиту
- Театральные режиссёры СССР
- Театральные режиссёры России
- Театральные режиссёры XX века
- Сценографы СССР
- Сценографы России
- Сценографы Российской империи
- Театральные режиссёры русского авангарда
- Художники русского авангарда
- Театральные художники русского авангарда
- Награждённые участники Всемирной выставки (1925)