Феникс (бриг, 1811)
Феникс | |
---|---|
Фениксъ | |
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | бриг |
Тип парусного вооружения | бриг |
Организация | Балтийский флот Российской империи |
Изготовитель | Кронштадтская верфь |
Автор корабельного чертежа | И. П. Амосов |
Корабельный мастер | А. В. Зенков |
Строительство начато | 6 (18) октября 1809 года |
Спущен на воду | 12 (24) июля 1811 года |
Введён в эксплуатацию | 1811 год |
Выведен из состава флота | Разобран в 1825 году |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 470 т |
Длина между перпендикулярами | 30,12—30,2 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 9,35—9,4 м |
Осадка | 4,1 м |
Глубина интрюма | 3,8—3,81 м |
Двигатели | паруса |
Экипаж | 85 человек |
Вооружение | |
Общее число орудий | 20 24-фунтовых карронад |
«Фе́никс» — бриг Балтийского флота Российской империи. Один из трёх бригов одноимённого типа[1].
Описание брига
Парусный бриг с деревянным корпусом, первый из трёх бригов одноимённого типа, строившихся с 1809 по 1818 год в Кронштадте и Санкт-Петербурге[комм. 1]. Водоизмещение брига составляло 470 тонн, длина по сведениям из различных источников — от 30,12 до 30,2 метра[комм. 2], ширина от 9,35 до 9,4 метра[комм. 3], глубина интрюма — 3,8—3,81 метра[комм. 4], а осадка — 4,1 метра. Вооружение судна составляли двадцать 24-фунтовых карронад, а экипаж состоял из 85 человек[2][3][4].
Был одним из девяти парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших это наименование. В составе Балтийского флота также несли службу одноимённые галеры 1719, 1728 и 1741 годов постройки, шнява 1705 года постройки и бриги 1805 и 1828 годов постройки, в составе Азовского флота — брандер 1704 года постройки, а в составе Черноморского флота — крейсерское судно, купленное в 1787 году[5].
История службы
Бриг «Феникс» был заложен 6 (18) октября 1809 года в сухом доке Кронштадтской верфи и после спуска на воду 12 (24) июля 1811 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер А. В. Зенков[1].
Закладная доска брига была изготовлена в виде круга и напоминала большую монету[комм. 5], на лицевой стороне которой выгравировано: «въ Кроншт въ Сух Канале 22 пу Бриг Фениксъ Заложенъ 1809 год Октября 6 дня Кор Маст Зенковым», а на обороте: «Министерство Гн Адмирала и Ковалер. Маркиза де Траверсе». Эта закладная доска является старейшей из сохранившихся закладных досок кораблей Российского императорского флота в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге[6].
Отечественная война 1812 года
В июне и июле 1812 года бриг крейсировал в Рижском заливе и Балтийском море, осуществлял разведывательные операции у берегов Риги и Данцига. В августе обеспечивал защиту подходов к Рижскому заливу, крейсировал между Виндавой и Либавой. 19 августа бриг в составе отряда капитана 2 ранга И. С. Тулубьева пришёл на Данцигский рейд.
До 4 сентября корабль блокировал морской подход к крепости, а 8 сентября пришёл в Свеаборг. В это время на бриге в чине лейтенанта служил Михаил Петрович Лазарев.
Война с Францией 1813—1814 годов
В 1813 и 1814 годах корабль крейсировал в Балтийском море, ходил к Стокгольму, Копенгагену, Карлскроне.
Дальнейшая служба
С 1815 года бриг вошёл в состав учебных судов Морского кадетского корпуса (МКК). С 1815 по 1819 год бриг ходил в практические плавания в Балтийское море и Финский залив.
С мая по сентябрь 1817 года «Феникс» выходил в практическое плавание с лучшими воспитанниками МКК, назначенными на бриг по воле Государя, в числе которых были трёхкампанцы[комм. 6] П. Станицкий, П. Нахимов[7], З. Дудинский, Н. Фофанов; двукампанцы П. Новосильский, С. Лихонин, В. С. Даль[7], Д. Завалишин, И. Адамович, А. П. Рыкачёв[7], Ф. Колычев и однокампанец И. Бутенев. Корабль заходил в Стокгольм, Копенгаген, Карлскруну. Старший офицер — лейтенант М. В. Милюков; офицер-наставник — лейтенант С. А. Ширинский-Шихматов[8]
В 1825 году в Кронштадте бриг был разобран.
Командиры
Бриг «Феникс» в разное время ходил под командованием следующих командиров:
- 1812—1815 — П. А. Дохтуров
- 1816 — П. И. Сущев
- 1817 — П. А. Дохтуров
- 1818 — И. С. Нилов
- 1819 — А. Ф. Сорохтин
Примечания
Комментарии
- ↑ Также в рамках серии были построены бриги «Олимп» и «Гонец»[2].
- ↑ 98 футов 10 дюймов[3].
- ↑ 30 футов 8 дюймов[3].
- ↑ 12 футов 6 дюймов[3].
- ↑ Это связано с тем, что традиционно в киль корабля при строительстве вместо закладной доски могли закладывать монету, отчеканенную в год начала строительства[6].
- ↑ КАМПАНЦЫ — термин мор., устар. Гардемарин проведший столько-то кампаний в плаваниях. В плавании гардемарины исполняли все матросские работы. Однокампанцы также назывались ротниками и на марсы не назначалась. (А. П. Беляев Восп. Декабриста, стр. 49). Старшие воспитанники — трехкампанцы, то есть сделавшие три кампании (Д. Завалишин Восп. // РВ 1873 6 626.)
Ссылки на источники
- ↑ 1,0 1,1 Чернышёв, 2002, с. 79.
- ↑ 2,0 2,1 Чернышёв, 2002, с. 79—80.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Веселаго, 1872, с. 148.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 167.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 67, 79, 91, 106, 156, 196, 213, 215, 477.
- ↑ 6,0 6,1 Дыгало, 1993, с. 84.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Вс. Модзалевский. Рыкачев, Александр Петрович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Игорь Витальевич Козырь. Нахимовская дюжина. Морское наследие, №3/2012 . Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 27 февраля 2022 года.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
- Дыгало В. А. Флот государства Российского.Откуда и что на флоте пошло / Под. ред. И. Ф. Цветкова. — 1-е изд.. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. — 352 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-01-003952-4.