Фендлер, Эдвард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Эдвард Фендлер (нем. Edvard Fendler; 22 января 1902, Лейпциг — 1 июля 1987, Мобил, штат Алабама) — немецко-американский дирижёр еврейского происхождения.

Сын Шимона Фендлера, выходца из Кракова. Окончил в Берлине Консерваторию Штерна, дебютировал как дирижёр в 1927 году, 4 ноября того же года дирижировал Берлинским филармоническим оркестром[1]. В 1930—1933 гг. руководил берлинским Камерно-симфоническим оркестром (нем. Symphonie-Kammerorchester).

С приходом к власти нацистов бежал из Германии во Францию, где, в частности, записал концерты для фагота с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и Франсуа Девьена с фаготистом Фернаном Убраду (1938). После оккупации Франции оказался на вишистской территории и в 1941 г. на корабле «Виннипег[англ.]» смог уплыть из Марселя на остров Мартиника; этим же пароходом Европу покинули Вильгельм Херцог, Эрих Итор Кан и другие культурные деятели[2][3]. В то же время сообщается, что в 1940 г. Фендлер уже был в Нью-Йорке и дирижировал приватным концертом на музыкальном вечере у Джорджа Баланчина: в качестве оркестрантов выступили Натан Мильштейн, Самуил Душкин, Леон Барзен, Рая Гарбузова и ещё несколько заметных музыкантов, а исполнена (впервые) была музыка Пауля Хиндемита, ставшая в дальнейшем балетом Баланчина «Четыре темперамента[англ.]»[4].

В 1942—1944 гг. возглавлял Симфонический оркестр Сьюдад-Трухильо в Доминиканской республике. В 1946 г. дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром на концерте популярной музыки в Карнеги-холле. В 1948—1949 гг. возглавлял Национальный симфонический оркестр Коста-Рики. Затем жил и работал в США, с 1952 г. руководил оркестром в Мобиле. В 1957—1970 гг. главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-восточного Техаса в Бомонте[5].

Среди записей Фендлера, осуществлённых, как правило, с камерными оркестрами, собранными непосредственно для студийной работы, — кантата Франсиса Пуленка «Бал-маскарад» (1950, с баритоном Уорреном Галджуром). Под редакцией Фендлера печатались произведения Генри Пёрселла, Йозефа Гайдна, Йозефа Мысливечека и др.

Примечания

  1. Peter Muck. Einhundert Jahre Berliner Philharmonisches Orchester: Darstellung in Dokumenten. — H. Schneider, 1982. — Bd. 3. — S. 228.
  2. Varian Fry. Surrender on Demand. — Random House, 1945. — P. 188.
  3. Eric T. Jennings. Escape from Vichy: The Refugee Exodus to the French Caribbean. — Harvard University Press, 2018. — P. 105.
  4. Bernard Taper. Balanchine: A Biography. — University of California Press, 1996. — P. 208.
  5. Penny Clark. Symphony of Southeast Texas // Texas State Historical Association, 2006—2015.