Педрель, Фелипе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Фелипе Педрель»)
Фелипе Педрель

Кафедральный собор Тортосы

Фелипе Педрель (исп. Felipe Pedrell Sabaté, кат. Felip Pedrell i Sabaté, 19 февраля 1841, Тортоса, Таррагона, Каталония — 19 августа 1922, Барселона) — испанский композитор, музыковед и педагог. Признанный основоположник, руководитель и теоретик испанского музыкального возрождения — ренасимьенто[1].

Биография

Ребёнком Педрель пел в хоре кафедрального собора Тортосы. Ещё в детстве увлёкся музыкой, играл па фортепиано, скрипке, гитаре. Он рано начал сочинять, делал аранжировки для местного оркестра отрывки из итальянских опер[1]. Учился в Барселоне, Риме и Париже. В 1894 приехал в Мадрид, где в 1915 стал профессором Консерватории.

Творчество

Автор нескольких опер («Последний из абенсеррахов», 1874; «Квазимодо», 1875; «Клеопатра», 1878, и др.), симфонической поэмы «Голос гор» (1877), трио «Ночи Испании» (1873), вокальных сочинений на стихи Святой Тересы и др.

Стал первым композитором Каталонии, соприкоснувшимся с современной европейской музыкой. Активно пропагандировал творчество Вагнера[2]. Вместе с тем, пропагандировал старинную испанскую музыку, включая народную. В 1890 году выпустил манифест «За нашу музыку» («Por nuestra musica»), основные положения которого сводились к призывам развивать национальную культуру на основе глубокого освоения её фольклорного и классического наследия[3]. Современники Педреля восприняли его как «горячий и светлый призыв, предназначенный вызвать национальное Возрождение испанской музыки»[1]. Трудами Педреля было, в частности, обнародовано наследие Томаса Луиса де Виктории. Его просветительскую деятельность отмечал Ф. Пуленк: «Фелипе Педрель, выпустив четыре тома своих трудов, сделал для фольклора и для старинной испанской музыки то, что Барток сделал для венгерской народной песни; иначе говоря, каждый из них окончательно закрепил подлинную национальную традицию в своей стране»[4].

Педагогическая деятельность

Учениками Педреля были Исаак Альбенис, Энрике Гранадос, Мануэль де Фалья, Хоакин Турина, Роберто Герхард.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мартынов И. И. Испанское музыкальное Возрождение и Ф. Педрель // Музыка Испании. ale07.ru. Дата обращения: 18 августа 2018. Архивировано 18 августа 2018 года.
  2. Браудо Е. М. История музыки (сжатый очерк). — Directmedia, 2014-06-06. — 462 с. — ISBN 9785445895190. Архивная копия от 17 августа 2018 на Wayback Machine
  3. Оссовский А. В. Очерк истории испанской музыкальной культуры / А. Оссовский // Исследования: избр. статьи, воспоминания. — Ленинград: Советский композитор, 1961. — С. 256.
  4. Пуленк Ф. Я и мои друзья. — Ленинград: Музыка (Ленинградское отделение), 1977. — С. 45.

Литература

Ссылки