Федов, Давид Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Давид Федов
Основная информация
Имя при рождении Давид Гдальевич Фейдман
Полное имя Давид Григорьевич Фейдман-Федов
Дата рождения 24 октября 1915(1915-10-24)
Место рождения Кишинёв, Бессарабия
Дата смерти 8 февраля 1984(1984-02-08) (68 лет)
Место смерти Кишинёв, Молдавская ССР, СССР
Страна  СССР
Профессии композитор, дирижёр, пианист, музыкальный педагог
Инструменты фортепиано
Награды
Орден «Знак Почёта»  — 1960
Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР — 1966

Дави́д Григо́рьевич Фе́дов (настоящая фамилия — Фейдман; 24 октября 1915, Кишинёв, Бессарабская губерния8 февраля 1984, Кишинёв, Молдавская ССР, СССР) — молдавский советский композитор, пианист и дирижёр. Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1966).

Биография

Родился в 1915 году в Кишинёве в семье трубача-клезмера Гедали Шмуль-Гершевича Фейдмана (играл также на фортепиано и аккордеоне)[1][2] и Песи Фейдман. Большинство членов семьи были музыкантами. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, к одиннадцати годам (1926) был принят в частную кишинёвскую консерваторию (с 1928 года — «Униря»), затем «Муниципальную» по классу фортепиано Ю. М. Гуза. Уже во время обучения в консерватории (1932—1934) начал играть в оркестре кинотеатра «Орфеум» под управлением Шарля Брейтбурда (впоследствии в этом оркестре играли и будущие коллеги Федова по джазовому оркестру «Букурия» саксофонист Гарри Ширман и трубач Шико Аранов). После окончания учёбы в 1934 году уехал в Бухарест, где был солистом и аккомпаниатором на радио и в эстрадных коллективах. Во время присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году вернулся в Кишинёв и устроился на работу в городской радиокомитет и окружной Дом офицеров, затем в только что образованную филармонию. В годы Великой Отечественной войны — в действующей армии, затем выступал на фронтах с сольными концертами и всё более склонялся к сочинительству.

По возвращении в Кишинёв в 1945 году Давид Федов поступает в Кишинёвскую государственную консерваторию в класс композиции Штефана Няги, а после его кончины — в класс Леонида Гурова. Уже в годы учёбы Федовым были написаны фортепианная соната, скерцо для симфонического оркестра (1947), музыка к пьесе Рахмила Портного «Песнь девушки из Лапушны», хоровые и вокальные миниатюры, и, наконец, знаменитая танцевальная сюита «Жок» (1949), вошедшая в репертуар всех ансамблей молдавского танца, а также танцевального ансамбля Игоря Моисеева («Сюита молдавских танцев Д. Федова — Хора, Чокырлия, Жок»). Тогда же он начал работать в джазовом эстрадном оркестре «Букурия» (Молдгосджаз под управлением Шико Аранова) — самом известном коллективе республики, и — как и большинство музыкантов оркестра — взял себе сценический псевдоним (Федов).

После окончания консерватории в 1952 году Федов стал художественным руководителем и главным дирижёром оркестра Молдавского радиокомитета (впоследствии эстрадно-симфонического оркестра молдавского радио и телевидения), возглавлял ансамбль молдавской народной музыки, получивший при нём своё современное название «Флуераш», в котором начинали оперная певица Мария Биешу и скрипач Сергей Лункевич, ставший руководителем коллектива после ухода Федова. В 1958—1971 годах преподавал в Кишинёвской консерватории (впоследствии Кишинёвский институт искусств имени Г. Музическу). С 1971 года выступал как солист Кишинёвской филармонии и концертмейстер.

Композитор Давид Федов (слева), оператор Николай Харин (в центре) и сценарист Юлиу Эдлис (справа) на съёмках фильма «За городской чертой», Кишинёв, 1960.

Среди сочинений Федова — увертюры для симфонического оркестра, два концерта (1952, 1970), композиции для оркестра народных инструментов (концертная пьеса для тарагота, 1956; фантазия «Поёт и танцует Молдова», 1957; концертные пьесы для флуера, 1957, тромбона, 1957, кларнета, 1958, флейты, 1959, пикколо, 1960); композиции для скрипки, тромбона, трубы, флейты, кларнета, валторны, пикколо и фагота в сопровождении фортепиано; «Три виртуозные пьесы для фортепиано» (1965), хоровые сюиты, песни на стихи молдавских поэтов Ливиу Деляну, Емилиана Букова, Петру Заднипру, обработки молдавских народных песен.[3] Среди написанных им эстрадных песен — «Приезжайте к нам в Молдову», «Каса маре» (ансамбль «Контемпоранул»), «Белый аист». «Сюита Молдавия» была выпущена на грампластинке в исполнении симфонического оркестра п/у Richard Müller-Lampertz (Electrola, Германия). Нотным приложением к сборнику «Народные танцы Молдавии» (1957) были изданы более 20 написанных Федовым молдавских, гагаузских и болгарских танцев.

Особенной известностью пользовался «Фортепианный концерт» Федова, исполненный Гитой Страхилевич, Людмилой Ваверко и Марком Зельцером[4], а также песня «Ляна» в исполнении Тамары Чебан и концертная пьеса для скрипки и фортепиано «Моришка» (1958).[5]

Давид Федов создал музыку к кинофильмам «Гайдукская баллада» (1958), «Атаман Кодр» (в том числе ставшую популярной песню «Хора фетелор», Молдова-филм, 1959) и «Колыбельная» (киноповесть, 1960) режиссёра Михаила Калика, «За городской чертой» (Молдова-филм, 1961) и «Когда улетают аисты» (Молдова-филм, 1965) режиссёра Вадима Лысенко, к мультипликационным фильмам «Аистёнок Кич» (1963) и «Марица» (1964). Лауреат премии Всесоюзного кинофестиваля за музыку к фильму «Атаман Кодр» (1959).

Семья

  • Жена — Фаня Семёновна Фейдман (1920—1986).
    • Сын — Леонид Фейдман-Федов.

Нотные издания

  • Моришка. Госиздат Молдавии: Кишинёв, 1956.

Примечания

  1. Надгробный памятник. Дата обращения: 3 сентября 2019. Архивировано 3 сентября 2019 года.
  2. В некоторых документах также Гдаль Шмуль-Гершкович Фейдман.
  3. Биографические данные
  4. Елена Гупалова «Отечественный пианистический репертуар в Республике Молдова» (2008, см. анализ на стр. 64-65) Архивировано 10 октября 2008 года.
  5. Подробный разбор пьесы «Моришка» (стр. 20) (недоступная ссылка)