Устойчивая мода

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обработка хлопка, 1862 год. Фото из архива Библиотеки Конгресса.

Устойчивая мода (англ. Sustainable fashion) — явление, связанное с изменением принципа потребления[1][2]. Оно предполагает «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления»[3]. Устойчивая мода подразумевает нарушение базового принципа системы, связанного с последовательным стремлением к новизне[4][5]. Устойчивая мода связана с ограничением потребления и попыткой установления ответственного использования природных ресурсов[6].

Концепция и проблема термина

Термин

В 1960-е годы одним из направлений исследований стало изучение окружающей среды и проблем, связанных с изменением климата[7][8][9][10]. Важной публикацией в этой области стала книга Рэйчел Карсон «Безмолвная весна»[11], где рассматривалось вредное воздействие деятельности человека на природную систему.

Термин, связанный с представлением об устойчивом развитии, возник во второй половине 1980-х[12][13], когда проблемы стабильности и равновесия обсуждались Международной комиссией по Окружающей среде и развитию (WCED) — так называемой Комиссией Брундтланд[14]. Основная идея устойчивого развития была основана на балансе ресурсов и экономическом росте, который не приводит к деградации окружающей среды[15]. Доклад комиссии был опубликован в 1987 году под патронажем ООН и при поддержке Издательства Оксфордского университета[16]. Он обозначил принципы устойчивого развития в социальной сфере, экономике и природопользовании[14].

В начале 1990-х проблемы, связанные с вопросами устойчивого развития, нашли свое отражение в публикациях о моде[17]. Как правило, в этих публикациях освещалась работа компаний, деятельность которых могла обернуться экологическими проблемами. Публикации обращали внимание на ущерб, причиненный производством материальных благ.

В 1990-х — 2000-х годах важным критерием «устойчивости» стала этика потребления[2]. Отчасти ее связывают с идеей заботы[18][19] — философской концепцией, сформировавшейся в работах Мартина Хайдеггера[20], Эммануэля Левинаса[21] и Жака Дерриды[22]. В исследовательских проектах вопрос критических изменений и проблема общества потребления обсуждалась еще в 1970-е годы. Она была поднята в работах Жана Бодрийяра[23], Ги Дебора[24] и Элвина Тоффлера[25].

Систематическое исследование Устойчивой моды связано с 2000 годами. Эти вопросы, в частности, рассматривались в работах Кейт Флетчер[26][27], Джанет Хиторн и Конни Уласевич[28]. Их тексты, опубликованные около 2008 года, можно считать одним из ранних примеров использования термина «Устойчивая мода». В российской историографии проблема Устойчивой моды рассматривалась в работах российского искусствоведа и историка моды Екатерины Васильевой[29].

Выставочный стенд хлопкопрядильных заводов VVB. Лейпциг, Германия, 1950. Коллекция: Deutsche Fotothek.

Концепция

Устойчивая мода предполагает замедление темпов обращения стиля[30]. Она связана с обращением к экологическому стандарту и подразумевает переработку материала и использование сырья, которые не наносят вред окружающей среде[31]. Идея Устойчивой моды связана с принципом переработки. В системе Устойчивой моды это один из самых острых и дискуссионных вопросов[32].

Устойчивая мода поддерживает стремление к социальной устойчивости[33] и стабильности, связанной с охраной окружающей среды[34]. Идея Устойчивой моды противостоит избыточному потреблению, ставит своей целью стабильность в социальной сфере и видит своим ориентиром защиту окружающей среды, Иногда Устойчивую моду представляют как этическую систему[35], которая поддерживает идею ответственного потребления[36].

Общая характеристика

Устойчивая мода позиционируется как идеология, связанная экономической и социальной устойчивостью[37], а также ответственным природопользованием[34]. Устойчивая мода, как в сфере производства, так и в области потребления, подразумевает стабильное состояние социальной сферы, финансовой системы и культурных институций[6].

Один из аспектов Устойчивой моды — этика потребления[38]. Она связана с формированием этических стандартов использования ресурсов, с количеством и динамикой потребления[39]. Устойчивая мода как этическая система предполагает социально ответственное отношение к производству и человеческим ресурсам, задействованных в системе производства[40].

Помимо изменения идеологии потребления и стремления к ответственному пользованию ресурсами, Устойчивая мода исходит из двух основных приоритетов: создание универсального костюма, которое обеспечило бы стабильное существование моды и создание альтернативной доктрины, связанной с пуританской, минималистической или рациональной модой[29].

Основные идеи

Устойчивая мода и проблема этики

Идея Устойчивой моды исходит из концепции морально обоснованного потребления. В данном случае Устойчивая мода, как полагают, обращается к двум категориям: идее достаточного и героике аскезы[41]. В своем моральном регламенте Устойчивая мода опирается на идею пуританской этики. Моральное ограничение и простота формируют этическую основу Устойчивой моды[42].

Устойчивая мода использует два основных этических вектора: концепцию морально ответственного потребления (которая часто понимается как строгость, основанная на пуританских принципах[43]) и социальной ответственности перед людьми, участвующими в процессе производства одежды[44]. Принцип Устойчивой моды декларирует как новый этический кодекс[45] (более строгая одежда, продиктованная установленным регламентом или требованием морали), так и принцип социальной ответственности, связанный с формированием справедливого процесса перераспределения, производства и потребления.

Устойчивая мода и идея подлинного

Идея Устойчивой моды связана со стремлением к природному, что в некоторых случаях понимается как обращение к подлинному. Устойчивая мода связывает истинное[46] с приобщением к естественному — то есть с отстранением от цивилизации, которая в европейской культуре часто изображалась как порок. Идея Устойчивой моды связана с идеей освобождения от негативного влияния цивилизационных процессов[47]. Эти идеи имеют глубокую традицию в европейской культуре и отчасти соотносятся с концепцией «естественного человека»[48][49] Руссо[50].

Устойчивая мода и концепция альтернативной моды

Идея Устойчивой моды подразумевает создание идеологического противовеса существующей доктрине моды[51]. Стремление моды к устойчивости связано с изменением социального вектора[52]. Устойчивая мода связана с формированием новой идеологии, подчиненной принципу сопротивления[53].

Как любая альтернативная система в костюме[54], Устойчивая мода не является истреблением модного принципа как такового. Устойчивая мода, как альтернативная система, предполагает смену ориентира, но не преобразование механизма моды. В некоторых случаях, Устойчивую моду рассматривают как новую маркетинговую стратегию[55], а не последовательное установление новой системы.

Устойчивая мода: близкие концепции

Описательный каталог полезных прядильных растений мира. 1897. Фотограф — Чарльз Ричардс Додж, 1847—1918

Медленная мода

Устойчивая мода близка понятию «медленной моды»[56][57], но не идентична ему[29]. Устойчивая мода предполагает не только замедление темпов потребления, но и изменение его направленности[27]. Устойчивая мода — прежде всего идеологическая модель, связанная с потреблением, в то время как медленная мода предполагает, прежде всего изменение динамики потребления и восприятия[58]. Медленную моду связывают с принципами неспешности и созерцания, в то время как Устойчивая мода связана с декларацией универсального стиля, стремлением к стабильности, охраной окружающей среды и формированием новых экономических моделей[59].

Экологическая мода

Понятие экологической моды имеет точки пересечения с идеей Устойчивой моды[31], но заметно отличается от него. Устойчивая мода не ограничивается идеей экологического стиля как символа охраны окружающей среды[60]. Устойчивая мода использует элементы эко-моды, но обращена не только к формированию внешних атрибутов, но и к изменению стратегии потребления[61].

Устойчивая мода и охрана окружающей среды

Считается, что модная индустрия входит в число ведущих отраслей, негативно влияющих на состояние окружающей среды[62]. Возможность последующей переработки и производство, где негативное воздействие на окружающую среду минимизировано, являются важными факторами в системе Устойчивой моды[63]. Удешевление производства и возможность создания недорогой одежды привело к ее неограниченному и часто бесконтрольному потреблению, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды[63].

Сушка натуральных волокон, около 1920 года, Восточная Ява. Тропический музей, Амстердам

Загрязнение в результате химической обработки естественных волокон, производство и утилизация химических волокон и уничтожение больших объемов непроданной одежды наносят существенный вред окружающей среде[64]. Полагают, что только 20 % одежды подвергается корректной переработке и принимает участие во вторичном цикле использования[26]. Остальная одежда попадает на свалки и сжигается[63]. Полагают, что около 25 % пестицидов, используемых в мире, применяется для выращивания хлопка. В системе природопользования это может привести к необратимым последствиям[62].

Также полагают, что микроволокна синтетических тканей способны загрязнять природные водоемы[65]. Микроволокна слишком малы, чтобы оставаться в системах промышленной фильтрации[63]. Во время стирки частицы микроволокон способны попадать в природные водоемы, загрязняя пищевую цепь[62]. Существует предположение, что ограничение синтетических материалов может предотвратить попадание части вредных веществ в естественную среду[66].

Устойчивая мода и социальные условия

Одной из серьезных проблем остается вопрос условий труда[66]. Основные проблемы представляют собой плохая организация производства, низкая заработная плата и профессиональные риски, связанные с изготовлением одежды[66].

Положение усложняет нарушение трудовых прав в различных областях модной индустрии[67] от создания и обработки текстиля до розничной торговли, дизайна и переработки отходов. Производство товаров в модной индустрии часто связано с нарушением трудовых прав[66]. Стремление к снижению стоимости товара приводит к низкой заработной плате и ухудшению условий труда.

Точное количество работников, занятых в текстильной и обувной промышленности, в процессе производства ткани и модных товаров точно не известно[68]. Полагают, что в различных циклах непосредственного производства одежды и обуви задействовано минимум 25 миллионов человек, большинство из которых — женщины[68]. По приблизительным подсчетам около 300 миллионов человек занято в производстве хлопка. Большинство из них — люди с низкой заработной платой и тяжелыми условиями труда[69]. Тот факт, что природные ресурсы рядом с фабриками подвержены загрязнению, приводит к значительному ослаблению качества жизни и представляет собой серьезную социальную проблему[66].

Устойчивая мода и условия индустрии

Страница из книги «Текстильное производство в Индии», 1866.

В основе спора об Устойчивой моде лежит понимание того, что дешевая одежда, произведенная в рамках массовой индустрии, является более доступной[62]. Обращение к принципу Устойчивой моды, напротив, делает одежду недоступной для многих[70]. Считается, что покупатели массового сегмента переняли привычки потребления, которые в середине XX века приписывались людям с высоким уровнем дохода. Массовые потребители не всегда покупают качественную одежду, а покупают слишком много и дешево[63].

Многие решения Устойчивой моды, например, такие, как возможность покупки высококачественных товаров, недоступны для людей с низким уровнем дохода[70]. В некоторых случаях концепция Устойчивой моды рассматривается как средство давления и требования ответственного потребления от людей, которые не обладают для этого достаточными финансовыми возможностями[70].

Распределение прибыли также считается одной из проблем индустрии. Служащие, работающие в швейной промышленности, часто получают крайне низкую заработную плату[66][69]. Сторонники Устойчивой моды исходят из предположения, что распространение концепции устойчивости сможет решить эту проблему[61].

Практика устойчивого потребления

Полагают, что в некоторых случаях негативное влияние модной индустрии на социальную систему и природную среду может быть уменьшено за счет развития практики устойчивого потребления[71]. Оно подразумевает уменьшение объема и скорости потребления[30]. Также речь идет о планируемом увеличении срока службы производимых вещей — в противовес идее планируемого устаревания[72], ставшей одной из центральных стратегий начиная с 1950-х годов[73].

Увеличение срока службы товаров является важным элементом идеи Устойчивой моды. Один из подходов связан с созданием эмоционально прочного (устойчивого) дизайна — то есть дизайна, не слишком подверженного радикальным колебаниям стиля. В этом смысле, Устойчивая мода подразумевает «создание универсальной одежды, которая подразумевала бы стабильное существование системы костюма»[74].

Устойчивая мода: основные материалы

Существует целый ряд факторов, который может быть учтен при определении материала как соответствующего принципам устойчивости[26]. Среди них — процесс подготовки и условия выращивания волокон; источник волокна; возобновляемость; технологии, использованные при выращивании и производстве волокон; тип энергии, используемый при производстве ткани; условия труда людей, производящих одежду и ткани; углеродный след материала; процесс обновления и технология утилизации[66].

Устойчивая мода обозначает две основные проблемы, связанные с производством ткани: урон окружающей среде, связанный с использованием вредных химических веществ при производстве натуральных тканей[66] и вред человеку и окружающей среде, связанный с производством, эксплуатацией и утилизацией синтетических тканей[75].

Для обеспечения равномерного давления на систему необходимо использование разных материалов. По данным за 2013 год 85 % всех используемых материалов составляли хлопок и полиэстер, эта пропорция продолжала увеличиваться[71].Многие волокна в готовой одежде смешиваются, чтобы получить желаемый эффект ткани. В некоторых случаях, это негативно сказывается на дальнейших возможностях переработки материала.

Образцы льна, 1930. Департамент сельского хозяйства. Служба сельскохозяйственных исследований. Коллекция: Национальное управление архивов и документации (США).

Растительные волокна

Хлопок

Волокно растительного происхождения, является основным материалом, который используется в чистом виде или в смесях[76]. Хлопок составляет около 50 % сырья, использованного для производства одежды в мире. Считается, что хлопок является одной из наиболее химически интенсивных культур. При выращивании хлопка используется около 25 % мировых инсектицидов[77]. Статистически, переработка хлопка увеличивает нагрузку на окружающую среду.

Bt-хлопок

Чтобы сократить количество вредных химических веществ, были созданы генетически модифицированные растения хлопчатника, устойчивые к заражению вредителями[78][79]. Такие хлопковые культуры не требуют применения инсектицидов[78]. Тем не менее, полагают, что насекомые могут развить устойчивость к штамму Bt. Кроме того, производство bt-хлопка требует большего применения пестицидов, что увеличивает экономическое давление на фермерские хозяйства и негативно сказывается на состоянии окружающей среды[71].

Органический хлопок

Органический хлопок выращивается без использования генетически модифицированных культур. Органический хлопок должен соответствовать строгим стандартам, связанным с характеристиками качества и условиями производства. Производство органического хлопка растет: с 2007 года мировое производство хлопка увеличивается на 50 % в год[80].

Лен

Лен насчитывает более ста видов[81]. Льняная пряжа состоит из прочных круглых волокон[82]. Льняная пряжа подразделяется на пряжу из длинного и короткого волокна. Наиболее качественным считается длинноволокнистый лен. Он устойчив к износу и считается экологически чистым материалом.

Соя

Ткани получают из соевой шелухи, которая считается побочным продуктом производства сои. Соевые ткани могут быть смешанными или полностью изготовленными из соевых волокон. Соевые волокна разлагаются — полагают, что одежда из сои оказывает минимальное воздействие на окружающую среду[83].

Хлопковое покрывало с ручной росписью. Коромандельский берег, XVIII в. Музей Ост-Индской компании. Лорьян, Франция.

Бамбук

Бамбуковые ткани изготавливаются из бамбукового волокна[84]. Производство тканей из бамбука связано с идеей устойчивости: бамбук не нуждается в пестицидах и специальных агрохимикатах. Бамбук устойчив к болезням и вредителям. Побеги бамбука быстро растут, что делает его хорошо воспроизводимой культурой.

Комбуча

Материал, производимый на основе целюлезного волокна и дрожжей[85]. Родственной культурой является чайный гриб. После сбора и сушки полученный материал выглядит как кожа[86]. Комбуча полностью разлагается и не требует дополнительной переработки. Производство этого материала требует лабораторных условий и его массовое тиражирование затруднительно.

Волокна животного происхождения

К волокнам животного происхождения относят такие материалы как шерсть, шелк, кашемир, альпака, викунья, мохер[85]. Основные проблемы, связанные с производством волокон животного происхождения, — условия содержания животных и негативное воздействие на окружающую среду.

Химические волокна

Химические волокна — это текстильные волокна, получаемые из природных и синтетических полимеров. В концепции Устойчивой моды основную проблему составляет урон окружающей среде, связанный с производством химических волокон, а также возможное негативное воздействие на здоровье человека.

Критика устойчивой моды

Некоторые исследователи полагают, что представления об уроне, который наносит модная индустрия, сильно преувеличены и носят спекулятивный характер.[87] Основным объектом критики остается тот факт, что Устойчивая мода сохраняет условия существующей системы[78]. Она не нарушает действие механизма моды, а поддерживает его, предлагая новый ориентир, вписанный в старый маркетинговый механизм[88]. Критики системы полагают, что устойчивая мода использует старый механизм, где объектом продажи и оборота становится идея устойчивости.

См. также

Примечания

  1. Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.
  2. 2,0 2,1 Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-35.
  3. Васильева Е Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 20
  4. Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Издательство «Знак»,1993. С. 113—244.
  5. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. № 43. С. 11—28.
  6. 6,0 6,1 Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды — Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год. Дата обращения: 17 февраля 2020. Архивировано 18 ноября 2016 года.
  7. Монин А. С., Шишков Ю. А. История климата. Л., Гидрометеоиздат, 1979.
  8. Кривенко В. Г. Концепция внутривековой и многовековой изменчивости климата как предпосылка прогноза // Климаты прошлого и климатический прогноз. М., 1992. С. 39-40.
  9. Burroughs W. J. Climate Change: A multidisciplinary approach. Cambridge: Cambridge university press, 2007.
  10. Cronin T. Paleoclimates: understanding climate change past and present. New York: Columbia University Press, 2010
  11. Carson R. Silent Spring. Boston: Houghton Mifflin Company, 1962.
  12. Яблоков А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. Москва: Лесная промышленность, 1983.
  13. Перелет Р. А. Выявление показателей устойчивого развития // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. ВИНИТИ,1995, № 6
  14. 14,0 14,1 Iris B. Defining Sustainable Development: the World Commission on Environment and Development (Brundtland Commission). Milton Park: Routledge, 2014
  15. Не просто стиль // Коммерсантъ Стиль от 19.07.2019, 19:21
  16. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. Oxford: Oxford University Press, 1987.
  17. Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008.
  18. Black S. The sustainable fashion handbook, New York: Thames & Hudson, 2013.
  19. Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012.
  20. Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997; СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.
  21. Левинас Э. Путь к Другому. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.
  22. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.
  23. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. (1970) М.: Культурная революция, Республика, 2006.
  24. Дебор Г. Общество спектакля. (1967) М.: Логос, 1999.
  25. Тоффлер, Э. Шок будущего. (1970) М.: АСТ, 2008.
  26. 26,0 26,1 26,2 Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008
  27. 27,0 27,1 Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012
  28. Hethorn J.; Ulasewicz C. Sustainable Fashion: Why Now?. London: Fairchild Books — Bloomsbury Publishing, 2008.
  29. 29,0 29,1 29,2 Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-35
  30. 30,0 30,1 Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 20
  31. 31,0 31,1 Black S. Eco-chic : the fashion paradox, London: Black Dog, 2008.
  32. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018.
  33. Woodcraft S. Design for Social Sustainability: A framework for creating thriving new communities. London: Social Life/Young Foundation, 2012.
  34. 34,0 34,1 Atkinson G.; Dietz S. Neumayer, E. Handbook of Sustainable Development. Cheltenham: Edward Elgar, 2007.
  35. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  36. Young C.; Hwang K.; McDonald S.; Oates C. Sustainable consumption: green consumer behaviour when purchasing products. Sustainable Development. 2010, № 18 (1). p. 18 — 31.
  37. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 22.
  38. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.</
  39. Fischer J. Social responsibility and ethics: clarifying the concepts // Journal of Business ethics, 2004, № 52, p. 381—390.
  40. May S.; Cheney G.; Roper J. The Debate over Corporate Social Responsibility. Oxford; New York: Oxford University Press, 2007.
  41. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.
  42. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  43. Ribiero A. Dress and Morality. London: B.T. Batsford. 1986.
  44. Minney S. Slow Fashion; Aesthetics Meets Ethics. Oxford: New Internationalist, 2016.
  45. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 22
  46. Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Издательство «Знак»,1993. С. 113—244.
  47. LaFreniere G. Rousseau and the European Roots of Environmentalism. // Environmental History Review 1990 № 14 (4), p. 41-72
  48. Cooper L. Rousseau, Nature and the Problem of the Good Life. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1999.
  49. Ellingson T. The Myth of the Noble Savage. Berkeley: University of California Press, 2001.
  50. Rousseau J-J. Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes. Amsterdam: Marc-Michel Rey, 1755.
  51. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 30.
  52. Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory, 1998, Volume 2, Issue 1. pp. 25-49
  53. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  54. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79
  55. Christensen C. The innovator’s dilemma: when new technologies cause great firms to fail. Boston, Massachusetts: Harvard Business School Press, 1997
  56. Fletcher K. Slow fashion // The Ecologist. 2007, № 37 (5): 60 — 67
  57. Кларк Х. Медленная мода: оксюморон или перспектива будущего? // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 38-54.
  58. Флетчер К. Медленная мода: изменить систему // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 9-17
  59. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30
  60. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018
  61. 61,0 61,1 Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53, 2019, с. 8-27
  62. 62,0 62,1 62,2 62,3 Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015). Документальный фильм.
  63. 63,0 63,1 63,2 63,3 63,4 Cline E. Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Penguin Group. New York, 2012
  64. Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015). Документальный фильм
  65. O’Connor M. Patagonia’s New Study Finds Fleece Jackets Are a Serious Pollutant // Outside Online (2016-06-20).
  66. 66,0 66,1 66,2 66,3 66,4 66,5 66,6 66,7 Parker L. Fashion brands and worker’s rights // Fletcher K. & Tham M. Routledge Handbook of Sustainability and Fashion, London: Routledge, 2015
  67. Lawrence F. How big brands including Sports Direct unwittingly used slave labour // The Guardian.2017-08-08.
  68. 68,0 68,1 Working Hours in the Textiles, Clothing, Leather and Footwear Industries. Geneva: International Labour Office, 2014.
  69. 69,0 69,1 Lawrence F. How big brands including Sports Direct unwittingly used slave labour // The Guardian.2017-08-08
  70. 70,0 70,1 70,2 O’Flaherty M. The rise and rise of the designer resale market // Financial Times, 25.07.2019
  71. 71,0 71,1 71,2 Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015).
  72. Planned obsolescence // The Economist, 25.07. 2009
  73. Maycroft N. Consumption, planned obsolescence and waste. University of Lincoln, 2009.
  74. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 21.
  75. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018.
  76. Мальцева Е. П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  77. Cotton and the environment // Organic Trade Association. 16.04.2015.
  78. 78,0 78,1 78,2 Cotton and the environment // Organic Trade Association. 16.04.2015
  79. BT-Cotton. Explanation // University of Montana. The Maureen & Mike Mansfield Center Ethics and Public Affairs Program.
  80. Grose L. Sustainable Cotton Production // Sustainable Textiles: Life Cycle and Environmental Impact. CRC Press, 2009. С. 43.
  81. Muravenko, O. (2010). Karyogenomics of species of the genus Linum L. // Russian Journal of Genetics. 2010, № 46(10), 1182—1185.
  82. Обмен передовым опытом. Лен-пенька-джут. М.:Легкая индустрия", 1937.
  83. Soy Clothing: The Latest In Eco-Friendly Style // Natural Living for Women. 2010.
  84. Kozlowski R. Handbook of natural fibers. Cambridge: Woodhead Publishing, 2012.
  85. 85,0 85,1 Kozlowski R. Handbook of natural fibers. Cambridge: Woodhead Publishing, 2012
  86. Clothing made from tea byproduct could improve health of fashion industry // Iowa State University. April 2016.
  87. Wicker A. Fashion has a misinformation problem. That’s bad for the environment // Vox — Understand the News
  88. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-20.

Литература

  • Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  • Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53, 2019, с. 8-27.
  • Black S. The sustainable fashion handbook, New York: Thames & Hudson, 2013.
  • Cline E. Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Penguin Group. New York, 2012.
  • Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.
  • Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008.
  • Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012.
  • Fletcher K.; Tham M. Routledge handbook of sustainability and fashion. London; New York: Routledge international handbooks, 2015.
  • Gardetti M.; Torres Ana. Sustainability in fashion and textiles: values, design, production and consumption. Sheffield, UK: Greenleaf Publishing, 2013.
  • Gwilt A.; Rissanen T. Shaping sustainable fashion: changing the way we make and use clothes. London; Washington, DC: Earthscan, 2010.

Ссылки