Уставщина
Уставщина, также «жизнь по уставу», «сержантщина» — вариант ефрейторско-сержантской дедовщины. В широком смысле слова — обструкция (итальянская забастовка) по отношению к конкретной личности или группе лиц[1].
Смысл
Иерархия поддерживается за счет гиперболизированно строгого следования уставу и официальной иерархии. Причем отсылка к тому или иному параграфу может быть чисто номинальной и не соответствовать действительному содержанию устава. Во внимание при этом принимаются только статьи, где срочник «обязан», статьи с «имеет право» игнорируются.
Физические наказания сводятся к различным дополнительным упражнениям: подъём-отбой, упражнение на брусьях, отжимания, приседания строем, кроссы и тому подобное. Характерна для карантина (период от прибытия в часть до принятия присяги), КМБ (курс молодого бойца), «учебок» (учебная воинская часть).
Противоположный по смыслу термин — неуставщина — часто употребляется как синоним дедовщины[2]. К. Л. Банников отмечает тесную связь между дедовщиной и уставщиной[3].
Некоторые исследователи наблюдают наличие отношений уставщины в офицерской среде[4].
См. также
Примечания
- ↑ Сайфутдинов, 2011, с. 152.
- ↑ Савельев В. В. Как выжить в неуставной армии: Неуставщина — это игра. Армия перевоспитывает? Как лучше поступить в той или иной ситуации. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 224 с — ISBN 5-222-03409-7
- ↑ Банников, 2009, Официальная система, лишая людей свободы, не предлагает никаких стимулов и компенсаций, и поскольку сфера устава как официального регламента в мерах воздействия на тело и психику солдата ограничена своей собственной природой — законом, поскольку её дополняет «дедовщина» — неограниченная в средствах воздействия на личной неуставная система доминантных отношений. Механизм тотального социального контроля реализуется во взамиодействии обеих систем, формальной и неформальной — «уставщины» и «дедовщины», являющихся друг для друга ресурсами влияния. В этом взаимодействии цель тотального контроля достигается в совершенном виде — приведением человеческого сознания к средней норме идеальной строевой единицы, подчиняющейся сигналам-командам на уровне рефлексов. Он осуществляется через процесс десоциализации личности гражданских лиц, который сопровождается процессом десемиотизации информационного поля коммуникации. С одной стороны, десоциализация запускает процессы редуцирования семиотической многомерности культуры, с другой, система десемиотизации смыслов человеческой деятельности (реализуемая через её автоматизацию) сама по себе является мощным механизмом десоциализации., с. 23-24.
- ↑ Клепиков, 1997, между начальниками и подчинёнными, которые можно назвать «уставщиной», поскольку этот тип неуставных взаимоотношений служит средством утверждения уставного и шире — средством социального управления, принуждения и социальной практики, с. 221.
Литература
- Банников К. Л. «Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии». — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.
- Банников К. Л. Принципы культурогенеза в режимных сообществах. Социально-антропологический анализ российской армии второй половины XX века / : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.07. — Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2009. — 389 с.
- Клепиков Д. В. Дедовщина как социальный институт / диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.. — СПб., 1997. — 237 с.
- Сайфутдинов Р. А. Военный сленг в контексте современной российской армейской субкультуры / диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. — Саранск: МГУ имени Н. П. Огарёва, 2011. — 154 с.