Уссури (речной пароход)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Уссури»
Пароход Товарищества Амурского пароходства («Уссури» или «Сунгача»). Фрагмент снимка В. В. Ланина, 1875 г.Пароход Товарищества Амурского пароходства («Уссури» или «Сунгача»). Фрагмент снимка В. В. Ланина, 1875 г.
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна Грузо-буксирный речной колёсный пароход
Порт приписки станица Казакевичева
Организация Андреевский флаг Сибирская флотилия
Оператор Российская империя Товарищество Амурского пароходства
Изготовитель Германская империя Бейт и К° (Гамбург)
Спущен на воду 15 (28) мая 1863 года
Введён в эксплуатацию 1863 год
Основные характеристики
Водоизмещение ок.120 тонн
Длина 27,43 м
Ширина 3,81 м
Осадка 0,61 м
Двигатели паровая машина простого расширения, 40 л.с., 1 коробчатый паровой котел с дровяным отоплением
Пассажировместимость Регистровая вместимость =

«Уссури» — речной колесный пароход построенный в 1863 году для Сибирской флотилии, в 1871 году перешедший к Товариществу Амурского пароходства. Первое паровое судно, совершившее плавания по реке Сунгари в 1864 и 1866 годах.

Строительство

Построен в Гамбурге компанией «Бейт и К°» вместе с однотипным пароходом «Сунгача». Доставлен морем в Николаевск-на-Амуре в разобранном состоянии, собран на Николаевском адмиралтействе. Спущен на воду 15 (28) мая 1863 года («Сунгача» — на четыре дня раньше). Пароходы предназначались для плаваний по порожистым рекам Уссури и Сунгача, а также по мелководному озеру Ханка. Базировались в низовьях Уссури, в станицах Невельской и Казакевича[1]. Регулярные рейсы «Сунгачи» и «Уссури» начались с 1865 года[2].

Служба

Экспедиция 1864 года

Желая организовать снабжение Приамурья и Приморья продуктами сельского хозяйства Маньчжурии, а также изыскать возможность более удобного проезда русских дипломатов из Иркутска в Пекин, генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков летом 1864 года поручил послать в Гирин пароход с баржей. Перед экспедицией, возглавляемой командиром Амурской конной казачьей бригады полковником Г. Ф. Черняевым, были поставлены следующие задачи:

  • Полковник Г. Ф. Черняев должен был передать цзянцзюню (военному губернатору) Гирина дружественное послание М. С. Корсакова и «условиться…относительно действий китайских чиновников между туземными жителями на Амуре и Уссури, принявшими наше подданством и не принявшими его, но живущими на нашей стороне».
  • Консул России в Урге Я. П. Шишмарев должен был добиться разрешения гиринских властей на проезд русских дипломатов через Маньчжурию в Пекин. Согласно статье 2 Тяньцзиньского договора 1858 года проезд разрешался либо из Кяхты через Ургу, либо морем через порт Дагу. Путь через Монголию проходил по труднодоступным ненаселенным местам, что делало поездки дипломатов долгими и неудобными.
  • Экипаж судна вместе с приданными специалистами должен был «ознакомиться со свойствами реки, составить глазомерную карту её и, по возможности, определить численность народонаселения и главную его промышленность»[3].
Карта Маньчжурии по состоянию на 1891 год, показывающая Саньсин (San-Sing) и Бодунэ (Bodune)

В состав экспедиции входили топограф А. Н. Конради, астроном А. Ф. Усольцев, адъютант М. С. Корсакова князь П. А. Кропоткин, командир судна лейтенант А. Любицкий, инженер-механик подпоручик В. Щетинин, а также 20 нижних чинов. Большинство участников плавания имело опыт рекогносцировок и общения с китайцами. Так, Я. П. Шишмарев и А. Ф. Усольцев участвовали в разграничении России и Китая в Южно-Уссурийском крае в 1860 году, а П. А. Кропоткин ранее, в том же 1864 году, пересек Маньчжурию с запада на восток, следуя из Староцурухайтуя в Благовещенск[4][5].

Плавание проходило в осенние месяцы, когда уровень воды в реках Маньчжурии понижается. По этой причине, а также в силу того, что судно приняло большое число пассажиров и имело увеличенную осадку, плавание до Гирина проходило медленно. По пути экспедиция посетила Саньсин[англ.], тогда как Бодунэ, лежащий близ впадения в Сунгари реки Нонни, посетить не удалось из-за враждебности местных властей. В Гирине власти отказались вести переговоры, после чего продолжающаяся убыль воды вынудила пароход вернуться на Амур. В итоге из трех задач экспедиция выполнила только последнюю[6].

Впоследствии П. А. Кропоткин по политическим соображениям обвинял правительство России в забвении результатов плавания[7]:

Про эту экспедицию потом забыли. Астроном Усольцев и я, мы напечатали отчеты о поездке в «Записках» Восточно-Сибирского отдела Географического общества; но через несколько лет, во время страшного пожара в Иркутске, погибли все оставшиеся экземпляры «Записок», а также карта Сунгари. И только в последнее время, когда начались работы по Маньчжурской железной дороге, русские географы откопали наши отчеты и нашли, что Сунгари была исследована ещё тридцать лет тому назад.

В действительности краткий отчет о плавании «Уссури» был обнародован в журнале «Морской сборник» в мае 1866 года под заголовком «Плавание по реке Сунгари в Маньчжурию до города Гирина. Извлечение из дневников князя Кропотова и штабс-капитана Усольцева, веденных на борту парохода 24 июля — 21 августа 1864 года»[8].

Экспедиция 1866 года

Задумана военным губернатором Амурской области генерал-майором Н. В. Буссе со следующими целями:

  1. Закупить партию маньчжурского хлеба для войск Приамурья. В принципе, право на это русским предоставлялось ст.2 Айгунского договора от 1858 года, однако в Правилах для сухопутной торговли между Россией и Китаем от 1862 года соответствующие регламентации прописаны не были. В случае препятствий со стороны китайских властей экспедиции было предписано прибегнуть к тайной торговле.
  2. Расположить население внутренних районов Маньчжурии к России.
  3. Заявить право русских судов на свободное плавание по всему течению р. Сунгари[9]. Такое право декларировалось ст.1 Айгунского договора.

Начальником экспедиции был назначен отставной полковник Хилковский, имевший 14500 серебряных руб.для закупки товаров и 600 руб.для «подарков» китайским чиновникам. В его распоряжении находился переводчик маньчжурского языка Гомбоев. На пароходе находились представитель торгового дома Щегориных с товарами на сумму 4 тыс.рублей и представитель купца Плюснина с капиталом в 500 руб. В состав экспедиции входили также командир судна А.Любицкий, инженер-механик В.Щетинин, 17 нижних чинов Амурского флотского экипажа, 3 ниж.чина Николаевского портового экипажа, 10 рядовых 2-го Вост.-Сибирского линейного батальона при 1 унтер-офицере и 1 фельдшер[10].

Пароход вошел в реку Сунгари 10 (23) июля 1866 года, имея на буксире баржу. Вода в Сунгари стояла на 0,6 м выше отметки осени 1864 года, однако плавание осложнялось поисками фарватера, ветрами и пасмурной погодой. Пароход часто садился на мель и получил несколько повреждений корпуса, исправленных силами команды. 16-18 июля пароход стоял в Саньсине, где Хилковский встречался с местным амбанем (правителем). Получив запрет на покупку зерна, экспедиция отправилась вверх по Сунгари, однако столкнулась с сильной убылью воды, прекратившейся спустя сутки. За это время «Уссури» успел получить пробоину на перекате и вернулся в Саньсин для ремонта. Плавание удалось продолжить 23 июля — дважды встав на мель, пароход смог выйти на глубокую воду. 27-31 июля пароход находился в реке Хуланьхэ и стоял в 6 км от города Хулань, куда члены экспедиции ездили в наемных экипажах. Местные чиновники также запретили Хилковскому покупать хлеб. 31 июля на «Уссури» приезжал амбань города Ашихэ, прямо запретивший экспедиции посещать его владения.

7 (20) августа пароход прибыл в Бодунэ, имея всего 20 куб. саженей дров. Местные власти вновь запретили членам экспедиции появляться в городе и вести торговлю. Пароход вынужден был повернуть обратно, и 19 августа (1 сентября) 1866 года он прибыл в Хабаровку. Путём прямого контакта с местным маньчжурским населением удалось приобрести всего 500 пудов (8 т) зерна[11].

В записке на имя командира Сибирской флотилии А.Любицкий объяснял неудачу ошибками главы экспедиции: Хилковский напрасно настаивал перед китайскими чиновниками на закупке хлеба. По мнению Любицкого, хорошо знавшего дальневосточные условия, следовало получить разрешение на любую торговлю (или просто на «ознакомление с рынком»), после чего спокойно выполнить поручение. В этом случае местные власти наверняка предпочли бы закрыть глаза на действия иностранцев, не уронив собственного престижа. Хотя подобный образ действий был рекомендован Хилковскому и капитаном, и купеческими приказчиками, начальник высокомерно отверг советы[12].

Достоверно известно, что следующее плавание парового судна по Сунгари состоялось в июне-июле 1869 года: это была торговая экспедиция чиновника интендантства Восточно-Сибирского округа Ржевина и купца И. Н. Очередина из Благовещенска на пароходе Амурского телеграфного управления «Телеграф». Экспедиция имела в своем распоряжении 10 тыс.рублей, дошла до Бодунэ, но успеха также не добился[13].

Дальнейшая служба

В навигацию 1867 года пароход возобновил плавания по рекам Уссури и Сунгача. В мае 1868 год, в числе 6 казенных речных пароходов, предоставлен в распоряжение командующего войсками Южно-Уссурийского края полковника М. П. Тихменева. Принимал участие в перевозке войск, участвующих в подавлении антирусского выступления манзМанзовская война»)[14].

В 1871 году «Уссури», в числе 10 речных пароходов Морского ведомства, был приобретен Товариществом Амурского пароходства. На этом служба парохода в составе Сибирской флотилии закончилась[15].

Примечания

  1. Черников И. И. Энциклопедия мониторов. — М.: Судостроение, 2007. — С. 422-423.
  2. Тихменев Н. М. Манзовская война (рус.) // Военный сборник. — 1908. — № 3. — С. 38.
  3. РГАВМФ, ф.909 (Штаб командира Сибирской флотилии…), оп.1, д.104, л.23-24об
  4. Кропоткин П. А. Записки революционера. — М.: Московский рабочий, 1988.
  5. Хисамутдинов А. А. Terra incognita, или Хроника русских путешествий по Приморью и Дальнему Востоку. — Владивосток: Дальневост. ун-та, 1989. — С. 352.
  6. РГАВМФ, ф.909, оп.1, д.104, л.23-24об
  7. Кропоткин П. А. 1, Сибирь, VI // Записки революционера. — М.: Московский рабочий, 1988.
  8. часть неофициальная (рус.) // Морской сборник. — май 1866. — № 5. — С. 37-49.
  9. РГАВМФ, ф.909, оп.1, д.104, л.24
  10. РГАВМФ, ф.909, оп.1, д.104, л.10-10об
  11. РГАВМФ, ф.909, оп.1, д.104, л.27-63об
  12. РГАВМФ, ф.909, оп.1, д.104, л.34об-36
  13. Хохлов, А. Н. Торговля — приоритетное направление политики России в отношении Цинского Китая — в кн. «И не распалась связь времен… (К 100-летию со дня рождения П. Е. Скачкова)», М.:Изд.фирма «Восточная литература», 1993 — сс.197-229; Ржевин. Поездка по реке Сунгари.- Военный сборник, 1870, т. 73, № 5, с. 59-76
  14. Тихменев Н. М. Манзовская война (рус.) // Военный сборник. — 1908. — № 5. — С. 53.
  15. Павлов А. С. Начало Амурского судостроения (рус.) // Судостроение. — 1992. — № 1.