Усов, Виктор Семёнович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Священномученик Виктор
1910-е годы1910-е годы
Имя в миру Виктор Семёнович Усов
Рождение 19 марта 1876(1876-03-19)
Всесвятский (Орловский) погост, Устюжский уезд Вологодской губернии
Смерть 21 января 1937(1937-01-21) (60 лет)
город Сокол Вологодской области
Почитается Русская православная церковь
Прославлен(а) 27 декабря 2000 года
В лике священномученик
День памяти 8 (21) января — день мученической кончины, в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Подвижничество священномученик

Виктор Семёнович Усов (19 марта 1876 года, Всесвятский (Орловский) погост, Устюжского уезда Вологодской губернии, — 21 января 1937 года, город Сокол Вологодской области) — священномученик, священник Русской православной церкви.

Память совершается 8(20) января — в день мученической кончины, в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Жизнеописание

Сын диакона Симеона Васильевича и Агнии Усовых. Кроме Виктора, у супругов были пятеро сыновей и дочь; все сыновья стали священнослужителями.

В 1900 году Виктор Усов окончил Вологодскую духовную семинарию и был назначен законоучителем в илезскую Воскресенскую церковно-приходскую школу. В 1903 году он был учителем в тотемской Спасо-Суморинской и в угрюминской церковно-приходских школах. Он женился на девице Марии, дочери священника Димитрия Рябинина, служившего в заднесельском Георгиевском храме.

8 сентября 1904 года епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев) рукоположил Усова во диакона к томашскому Благовещенскому храму Кадниковского уезда, а 4 марта 1907 года епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) рукоположил его во священника к подольскому Успенскому храму того же уезда. В 1908 году отец Виктор был назначен законоучителем успенской церковно-приходской школы. В 1913 году отец Виктор был переведён в Богородице-Рождественский храм в село Леваш, которое находилось в самом отдалённом углу Тотемского уезда Вологодской губернии. Отец Виктор прослужил в этом храме до дня своего ареста.

В 1917 году иерей Виктор Усов был награждён скуфьёй[1].

Вёл активную проповедническую и пастырскую деятельность, которую не уменьшил и в годы коммунистических гонений на Русскую православную церковь в 20-х и 30-х годах ХХ века. В середине 1930-х годов власти решили храм закрыть, а священника арестовать. В начале мая 1935 года стали вызывать свидетелей, которые должны были дать показания против священника. Некая женщина показала, что священник приходил к ней в дом для причащения и посоветовал её дочери в этот день, в субботу, не ходить в школу.

В 1935 году умерла жена отца Виктора, детей у них не было. На момент ареста он был одиноким и «лишенцем».

Арест, следствие и мученическая кончина

13 мая 1935 года Усов был вызван на допрос, обвинён в «контрреволюционной работе» среди населения.

— Признаёте ли вы себя виновным в том, что, проживая в селе Леваш, среди населения проводили контрреволюционную работу, направленную против советской власти и проводимых ею мероприятий?
— Не признаю. Никогда контрреволюционной деятельностью не занимался.
— Признаёте ли вы себя виновным в том, что вы в марте этого года были приглашены к больной для причащения и, когда вы находились в её квартире, то рекомендовали дочери больной, ученице школы, в субботу не ходить в школу, а также рекомендовали ей написать религиозные лозунги: «Где совет — тут и свет, где любовь — тут и Бог»?
— В марте я действительно ходил причащать больную и её дочери, ученице школы, говорил, что если соблюдать чистоту в квартире, то во время болезни матери не нужно ходить в субботу в школу, а мыть полы. Этой же ученице я рекомендовал написать: «Где совет — тут и свет, где любовь — тут и Бог». Я рекомендовал это, потому что думал, что в этом лозунге ничего контрреволюционного нет.
— Признаёте ли вы себя виновным в том, что вы, находясь в квартире ученика левашской школы Анастасия, организованные им в переднем углу около икон уголок Ленина и уголок учёбы, рекомендуя их перенести в другой угол, а также рекомендовали ученику снять лозунг «Попы — враги рабочих и крестьян!»?
— Рекомендовал ли я Анастасию перенести уголок Ленина и уголок учёбы в другой угол, а также снять лозунг «Попы — враги рабочих и крестьян!» — такого случая я не помню.
— Вы рекомендовали ученику левашской школы Николаю снять со стены лозунг «Учиться, учиться и учиться. В школе соблюдай тишину». Признаёте ли вы себя виновным в том, что вы своей контрреволюционной деятельностью направляли детей против учёбы?
— Ученику Николаю я никогда не давал совета снимать лозунг «Учиться, учиться и учиться». В этом виновным себя не признаю.
— Признаёте ли вы себя виновным в том, что вы в апреле 1935 года, находясь в квартире ученика левашской школы Дмитрия, рекомендовали ему написать религиозный плакат: «Где совет — тут и свет, где любовь — тут и Бог»?
— Действительно, я рекомендовал ему написать этот религиозный плакат.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что вы, находясь в квартире ученика левашской школы Ивана, сорвали со стены плакат «Попы — враги советов!» и этот плакат бросили в печку?
— У Ивана я никогда плаката «Попы — враги советов!» не срывал и виновным себя не признаю.
— Признаёте ли вы себя виновным в том, что вы в Пасху 1935 года привлекали учеников левашской школы носить иконы по квартирам верующих? Сколько учеников было привлечено вами?

— Действительно, в Пасху 1935 года иконы по квартирам верующих носили ученики, два-три человека, фамилий их я не знаю. Я их не привлекал, а они сами изъявили желание.

Виновным себя не признал. В тот же день уполномоченный Тотемского отдела НКВД выписал постановление на принятие дела к производству, в котором сообщалось, что «контрреволюционные действия» священника выразились «в срывании революционных лозунгов, находящихся в квартирах граждан села Леваш Нижнепеченского сельсовета, внушении школьникам не писать революционных лозунгов, а имеющиеся в квартирах убрать и заменить их антисоветскими с религиозной наклонностью»[2]. 14 мая 1935 года арестован Тотемским районным отделом УНКВД по Северному краю, заключён в тюрьму в Тотьме. На допросах отказался назвать имена «единомышленников» и даже своих родных братьев-священников, указав лишь, что он «одинокий».

9 июня следствие было закончено. Усова обвинили в «контрреволюционной пропаганде», а также в том, что он вовлекал учеников школы в отправление религиозных обрядов. На заседании специальной коллегии Северного краевого суда 11 сентября 1935 года он подтвердил, что посещал дома школьников и наставлял детей в вере, советовал обращавшимся к нему крестьянам не вступать в колхозы, все другие обвинения он отверг[3].

Был приговорён по статье 58-10 ч. 1 Уголовного кодекса РСФСР к лишению свободы «с отработкой в лагерях НКВД сроком на 5 лет», 8 октября отправлен этапом в Вологду. Отбывал срок, видимо, в системе Белбалтлага. 27 октября он был доставлен в лагерный пункт близ города Сокола Вологодской области. Здесь по реке Сухоне через Кубенское озеро проходил водный путь до Беломорско-Балтийского канала. До этого места сплавляли лес брёвнами, а здесь заключённые лагеря, в котором находился и отец Виктор, вылавливали брёвна из ледяной воды, связывали в плоты и далее сплавляли плоты по озеру. От голода и непосильной работы священник скончался в лагере, погребён в безвестной могиле в Соколе.

Реабилитирован 17 апреля 1992 года Прокуратурой Вологодской область по Закону РСФСР от 18 октября 1991 года.

Память

Включён в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного синода Русской православной церкви 27 декабря 2000 года.

Примечания

  1. Вологодские епархиальные ведомости. — 1917. — № 8. — С. 107.
  2. Архив УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-516, л. 1
  3. Архив УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-516, л. 41 об — 42.

Литература