Ур-Нанше
Ур-Нанше | |
---|---|
шум. 𒌨𒀭𒀏 UR-NANŠE «Почитающий Нанше» | |
XXVI век до н. э. или XXV в. до н. э. | |
Предшественник | Лугаль-шаг-энгур ? |
Преемник | Акургаль |
|
|
Род | I династия Лагаша |
Отец | Гуниду |
Дети | Акургаль |
Отношение к религии | шумеро-аккадская мифология |
Ур-Нанше (также Ур-Нина) — царь (лугаль) шумерского государства Лагаш, правивший около 2500 года до н. э.
Ур-Нанше был основателем I династии Лагаша. Может быть, младший современник лугаля Ура Месанепады.
Правление
Происхождение и приход к власти
Неизвестно, откуда явился Ур-Нанше или как он пришёл к власти. Есть даже вероятность того, что он по происхождению был не шумером, а семитом из страны, известной под названием Тиднум[кат.], к западу от Шумера. Его отец Гуниду происходил из незначительного города Гурсара и правителем вообще не был. Родовым божеством Ур-Нанше был Шульпае. Ур-Нанше получил титул лугаля, очевидно, в связи с передачей ему каких-то временных чрезвычайных полномочий, так как его сын и внук довольствуются в дальнейшем только титулом энси.
После себя Ур-Нанше оставил порядка пятидесяти надписей на табличках, плакетках, дверных петлях, кирпичах и гвоздях. Одно из неоднократно повторяющихся предложений содержит политические и экономические сведения весьма неожиданного свойства, хотя следует сделать оговорку, что приводимый здесь перевод не является окончательным. Положение гласит: «Корабли Дильмуна привезли ему (Ур-Нанше) лес как дань иностранных земель», и это означает, что Ур-Нанше обладал достаточной властью, чтобы держать под контролем ряд зарубежных территорий за пределами Шумера. Однако до сих пор нет других свидетельств в подтверждение столь далеко идущего заявления.
Строительная деятельность
Основная деятельность Ур-Нанше состояла, как повествуют его собственные надписи, а также и надписи его преемников, в ваянии статуй божеств, в восстановлении старых и сооружении новых каналов и плотин, в постройке городских стен, а также храмов в разных общинах лагашского нома.
Ур-Нанше запечатлен на барельефе, украшавшем храм; этот барельеф был поднесён храму в качестве вотивного дара. Правитель, одетый в традиционную шумерскую юбочку (каунакес), несёт на бритой голове корзину с раствором для строительства храма. Его сопровождают дочь и четыре сына, имена которых указаны на барельеф, среди них — Акургаль, наследник трона и отец знаменитого Эанатума. Фигура дочери, которую зовут Лидда, значительно крупнее чем фигуры царских сыновей; Лидда следует непосредственно за отцом, что, возможно, является свидетельством высокого положения шумерской женщины в общественной жизни. Как видно, тут Ур-Нанше вместе с семьей принимает участие в торжественной церемонии закладки сооружений. В нижней части барельефа изображен Ур-Нанше, сидящий на троне с кубком в руках. За его спиной стоит виночерпий с кувшином, перед ним — первый министр, делающий какое-то сообщение, и три названных по именам сановника. В обоих регистрах Ур-Нанше показан с использованием иерархической пропорции, в которой он значительно крупнее всех, кто его окружает[1].
Политика Ур-Нанше
Ур-Нанше покровительствовал торговле, при нём уже велась торговля с Дильмуном и Маганом (совр. Оман). Ур-Нанше вел морскую торговлю со странами по Персидскому заливу, вероятно, через гавань Гуаба связанную с Лагашем и Нгирсу каналом (по которому можно было бурлачить груженые ладьи), а с морем — лагуной. Он для нужд строительства ввозил лес с гор Маш и строительный камень. Чтобы приобрести собственные средства, Ур-Нанше начал присваивать себе часть имущества и доходов храмов[2].
Нет сомнения, что именно Ур-Нанше, перед чьей статуей в храме Нингирсу после смерти совершались жертвоприношения, заложил основы политического и экономического могущества своей династии. Но полностью подчинить своей власти жречество Ур-Нанше не удалось. Так в одной своей надписи Ур-Нанше сообщает, что «избрал мужа (или мужей) богине Нанше», возможно для осуществления «священного брака», как видно в Лагаше этот брак ещё не стал прерогативой правителя. Не был Ур-Нанше и верховным жрецом главнейших храмов Лагаша. Ими управляли особые жрецы — санга (титул «санга» становится культовым)[3].
Наиболее подробно о строительной и военной деятельности Ур-Нанше повествует надпись на каменной плите (SARI I, 24). На одной ее стороне описывается масштабное строительство (11 храмов и городская стена Лагаша), прорытие каналов и воздвижение статуй. На другой стороне плиты сообщается о военной деятельности Ур-Нанше. Это самое раннее известие о победе городского правителя Южной Месопотамии. От лица Ур-Нанше говорится, что он пошел войной сразу против Ура и Уммы, а затем и подробно описываются достигнутые успехи. В рассказе о победе над Уром перечисляются имена и должности пяти высших вражеских военачальников, которые были взяты в плен и казнены («он воздвиг могильный холм [над ними]»). То же говорится и в отношении Уммы, при этом среди пяти взятых в плен и казненных военачальников, перечисленных по именам и должностям, упомянут и энси Уммы, Пабильгальтук. Но эти победы не сопровождались захватом территории побежденных городов. Причинами этих событий, вероятно, стали с соперничество с Уром в морской торговле с заливом, и пограничные споры с Уммой, вновь обострившимися при наследниках Ур-Нанше.
Дверная розетка (петля) Ур-Нанше с надписью: «Ур-Нанше, царь Лагаша, сын Гуниду, сына Гурму…» и списком построенных им храмов. Лувр | Мемориальная доска Ур-Нанше, царя Лагаша, с сыновьями и виночерпием. Музей Лувра | Табличка Ур-Нанше (Urn 24): «Ур-Нанше, царь Лагаша, сын Гуниду, сына Гурму, построил дом Нанше, вылепил [статую] Нанше […] Корабли из страны Дилмун перевозили древесину» |
Рельеф Ур-Нанше в Музее Древнего Востока, Стамбул. Очень похож на мемориальную доску хранящуюся в Лувре. Происходит из Гирсу, Ирак | Колышек для закладки фундамента в виде богини Шуль-утуль, с надписью: «Ур-Нанше, царь Лагаша, сын Гуниду, построил святилище Гирсу». Вероятно, происходит из Гирсу. Выставка в Семитском музее Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс, США | Статуэтка фонда храма от имени Ур-Нанше. Надпись: «Ур-Нанше, царь Лагаша, построил святилище Гирсу». Британский музей, BM 96565. | Надпись от имени Ур-Нанше, посвященная строительству тростникового храма[4] |
I династия Лагаша | ||
Предшественник: Лугаль-шаг-энгур ? |
правитель Лагаша ок. XXVI век до н. э. |
Преемник: Акургаль |
Примечания
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 120.
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 121.
- ↑ История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 195.
- ↑ Надпись, посвященная строительству тростникового храма
Литература
- Белицкий Мариан. Забытый мир шумеров / Пер. с польского. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 398 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 10 000 экз.
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
- Козырева Н. В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности, (VII тыс. до н. э. — сер. II тыс. до н. э.) — СПб.: Контраст, 2016.
- Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А. В. Милосердовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. — 384 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7000 экз. — ISBN 5-9524-0160-0.