Управление операциями
Управление операциями (англ. operations management) — воздействие на законченные действия по преобразованию ресурсов в продукцию.
Определение
Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.
Операции — есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986)
Модель операционного менеджмента (5P)
- plants — различные организации, производящие продукты и услуги
- parts — продукты и услуги
- planed control systems — выполнение функций управления
- process — проектирование бизнес-процессов
- people — подбор персонала для выполнения операций и процессов
Основные функции управления операциями:
- расчёт и размещение производственных мощностей и помещений
- проектирование товаров и услуг
- организация производства и услуг
- разработка графиков поставки сырья
- определение уровня централизации деятельности
- рассмотрение возможностей использования времени
По иерархии:
I разработка стратегии
II внедрение операционных стратегий
III управление операционной системой
История
Способы совершенствования производства товаров и услуг изучаются с начала XX века. Одним из пионеров научного управления производством является Фредерик Тейлор, показавший, что после разделения комплексной задачи на простейшие действия с помощью фрагментации процесса их можно проанализировать и найти самый эффективный способ выполнения.
Способы достижения максимальной эффективности изучали и Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Они выяснили, что любое движение рабочего на заводе состоит из 17 простейших микродивижений. Такое микродвижение они назвали терблиг. Для повышения эффективности нужно, избавившись от ненужного, свести любое задание к основным терблигам.
Элтон Мейо выяснил, что эффективность зависит не только от правильной комбинации движений, но и от эмоционального состояния работников.
В 1960 году подход Тейлора получил название Теории Х, а Мейо — Теории Y. Приверженцы первой считают людей ленивыми, их нужно заставлять работать, используя кнут и пряник. Сторонники второй — считают, что в соответствующих условиях человек способен к самомотивации, он изобретателен и готов брать ответственность за свою работу.
В 1980-х годах Теория Y была преобразована Ульямом Оучи в Теорию Z — вариант поощряющего рабочих японского менеджмента. Японцы объединили в рабочие группы руководителей и подчинённых, создав систему непрерывного повышения качества.
Существует также так называемый ситуационный подход. Его сторонники считают, что в зависимости от конкретной ситуации нужно использовать разные сочетания базовых подходов[1].
Примечания
- ↑ Стивен Силбигер, 2014, с. 254.
Литература
- Стивен Силбигер. МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира = The Ten-Day MBA. A Step-by-Step Guide to Mastering the Skills Taught In America’s Top Business Schools. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 390 с. — ISBN 978-5-9614-4476-6.