Управление инфраструктурными активами
Управление инфраструктурными активами (англ. infrastructure asset management) представляет собой интегрированный междисциплинарный набор стратегий поддержания активов общественной инфраструктуры, таких как водоочистные сооружения, канализационные линии, дороги, коммунальные сети, мосты и железные дороги. Как правило, процесс фокусируется на более поздних этапах жизненного цикла объекта, в частности, на техническом обслуживании, восстановлении и замене. Управление активами специально использует программные инструменты для организации и реализации этих стратегий с фундаментальной целью сохранения и продления срока службы долгосрочных инфраструктурных активов, которые являются жизненно важными базовыми компонентами для поддержания качества жизни в обществе и эффективности экономики[1]. В 21 веке адаптация к изменению климата стала важной частью компетенции по управлению инфраструктурными активами[2][3].
Срок
Управление инфраструктурными активами — это особый термин управления активами, ориентированный на физические, а не финансовые активы. Иногда термин «управление инфраструктурой» используется для обозначения одного и того же, особенно в названии Международного руководства по управлению инфраструктурой (2000 г., 6-е издание). Там, где нет проблемы путаницы, термин «управление активами» используется более широко, как в профессиональных обществах: Совете по управлению активами в Австралии и Институте управления активами в Великобритании. В этом контексте инфраструктура является широким термином, обозначающим автомобильные и железные дороги, воду, электроэнергию и т.д. авуары. Управление дорожными активами является частью управления инфраструктурными активами, включая все физические активы в дорожной сети, такие как дороги, мосты, водопропускные трубы и дорожная мебель.
Первое опубликованное использование термина «управление активами» для обозначения физических активов точно неизвестно. Самым ранним доподлинно известным последователем является доктор Пенни Бернс в 1984 году (см. Проект истории управления активами AMQI's СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ - Общественная инфраструктура). Национальное руководство по управлению активами было опубликовано в Австралии в октябре 1994 года Австралийским институтом муниципального строительства (в настоящее время IPWEA). NAMM и Руководство по управлению инфраструктурными активами Новой Зеландии, опубликованные в 1996 году, являются одним из первых применений конкретного термина "управление активами инфраструктуры" - NAMS NZ. NAMM и IAMM были объединены в Международное руководство по управлению инфраструктурой (IIMM), опубликованное в 2000 году. Термин «управление активами» был впервые использован в документе, опубликованном в 1983 году Федеральным управлением автомобильных дорог Министерства транспорта США под названием «Стратегии управления транспортными ресурсами для выборных должностных лиц сельских муниципалитетов и округов». Этот документ состоял из семи глав стратегий управления ресурсами для каждого из двух типов транспортной инфраструктуры - дорог и мостов и общественного транспорта. Каждая из этих двух частей документа посвящена следующим семи категориям: планирование, расстановка приоритетов, заключение контрактов, инновационное финансирование, управление человеческими ресурсами, управление активами и измерение эффективности и отчетность.
Текущая ситуация
Австралия
Большинство местных органов власти в Австралии обязаны разработать план управления активами для основных классов активов и согласовать прогнозируемые расходы с долгосрочным финансовым планом, чтобы обеспечить предоставление необходимых услуг от инфраструктуры доступным и устойчивым образом. Руководящие принципы согласования финансовых и нефинансовых аспектов управления активами доступны в Австралийском руководстве по финансовому управлению инфраструктурой, опубликованном в 2009 году и обновленном в 2015 году, и Международном руководстве по финансовому управлению инфраструктурой 2020 года.
США
После десятилетий капиталовложений в инфраструктуру Соединенных Штатов, такую как система автомагистралей между штатами, местные водоочистные сооружения, линии электропередач и инженерные коммуникации, потребность в поддержании такой инфраструктуры сталкивается с растущими проблемами. Нынешнее давление включает в себя ограниченные государственные и местные бюджеты, отсрочку необходимого финансирования технического обслуживания и политическое давление с целью сокращения государственных расходов[1]. Сегодня сокращение федеральных ассигнований, постепенное старение основного капитала, а также местечковые статусы и группы интересов препятствуют гибким стратегиям закупок. А с появлением проектных фирм, профессиональных обществ, лицензий, строительных и промышленных ассоциаций и смежных специальностей управление системой инфраструктуры резко изменилось. В результате жизненный цикл объекта, включая планирование, проектирование, строительство, эксплуатацию, техническое обслуживание, модернизацию и замену, разделился между агентствами и фирмами, где проектирование и строительство заключаются отдельно от эксплуатации и технического обслуживания. Стремление к более двуколейным, а не сегментированным стратегиям, таким как проектирование-строительство и строительство-эксплуатация-передача, помогает в обслуживании общественных объектов[4]. Тем не менее, со временем правительственный аппарат больше сосредоточился на начальных капитальных затратах на строительство государственных активов без сосредоточения денег на обслуживании[5].
После Второй мировой войны, с политикой администрации Рузвельта, экономическим бумом 1950-х годов и ростом федерализма, государственные проекты стали финансироваться за счет прямого государственного финансирования. Кроме того, федеральное правительство начало устанавливать критерии и процедуры для архитекторов и инженеров, чтобы они соответствовали федеральным строительным и связанным с ними проектам. Вскоре этому примеру последовали государственные и местные законы. С годами большая бюрократическая машина начала управлять инфраструктурными проектами с помощью методов «Проектирование-Тендер-Строительство» и долгового финансирования. Это привело к гиперконкуренции между федеральными властями, штатами и населенными пунктами за скудные федеральные ресурсы и в целом способствовало ограниченному подходу к вниманию к жизненному циклу (а именно, отсутствию учета эксплуатации и технического обслуживания)[4]. Управление активами пытается заполнить пробелы такой фрагментации для повышения производительности инфраструктурных активов[6].
Канада
В Канаде большинство муниципальных активов были построены в период с 1960-х по 1970-е годы. Средний возраст муниципальной инфраструктуры увеличился с конца 1970-х годов, потому что инвестиций было недостаточно для замены изнашивающихся активов[7][8]. Этот дефицит может быть результатом изменения финансовой политики в конце 1970-х годов, в результате которого местные органы власти несут ответственность за финансирование муниципальных активов[8]. В последнее время в Онтарио муниципалитеты обязаны разработать план управления активами для получения провинциального фонда[7].
Процессы и действия
Основная предпосылка управления инфраструктурными активами заключается в том, чтобы вмешиваться в стратегические точки нормального жизненного цикла актива, чтобы продлить ожидаемый срок службы и, таким образом, поддерживать его производительность. Как правило, актив с длительным жизненным циклом требует нескольких точек вмешательства, включая комбинацию мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию и даже общую реабилитацию. Затраты снижаются при плановом обслуживании, а не при внеплановом обслуживании. Тем не менее, чрезмерное плановое техническое обслуживание увеличивает затраты. Таким образом, необходимо признать баланс между ними. В то время как каждое улучшение повышает кривую состояния актива, каждое восстановление сбрасывает кривую состояния актива, а полная замена возвращает кривую состояния на новый или повышенный уровень. Таким образом, стратегический выбор времени для этих вмешательств поможет продлить жизненный цикл актива. Простое рабочее определение управления активами будет таким: во-первых, оцените, что у вас есть; затем оцените, в каком состоянии он находится; и, наконец, оценить финансовое бремя, чтобы поддерживать его в целевом состоянии[1].
Основные процессы и действия по управлению инфраструктурными активами включают следующее[2]:
- Ведение систематического учета отдельных активов (инвентаризация), например, стоимость приобретения, первоначальный срок службы, оставшийся срок полезного использования, физическое состояние, согласованность ремонта и технического обслуживания.
- Разработка определенной программы поддержания совокупного объема активов путем моделирования износа, планового технического обслуживания, ремонта и замены[6][9]
- Внедрение и управление информационными системами в поддержку этих систем, например, географическими информационными системами[1]
- Определение текущих и ожидаемых уровней обслуживания и их увязка с техническим обслуживанием и планированием капиталовложений[3][7]
- Расчет стоимости жизненного цикла активов и возможных источников финансирования мероприятий по техническому обслуживанию
Эти процессы и действия являются взаимосвязанными и взаимозависимыми аспектами, которые обычно пересекают организационные границы, включая финансы, проектирование и операции[1]. Таким образом, управление активами представляет собой комплексный подход к управлению огромным портфелем государственного и частного капитала. Например, в 2009 году было внедрено программное обеспечение IBM Maximo для управления техническим обслуживанием подвижного состава и объектов для трех железнодорожных систем: Long Island Rail Road, San Francisco BART, Washington metrorail[10]. Кроме того, недавно на мосту Джиндо в Южной Корее были установлены беспроводные датчики, в общей сложности 663, для обнаружения структурных трещин и коррозии. Несмотря на то, что три университета в Южной Корее, США и Японии находятся на стадии тестирования, использование беспроводных технологий может поддаться будущему экономически эффективному управлению активами[11].
В 2014 году ИСО опубликовала международный стандарт системы менеджмента для управления активами[12]. Серия стандартов ISO 55000 содержит терминологию, требования и рекомендации по внедрению, поддержанию и совершенствованию эффективной системы управления активами.
Методы работы
С политической точки зрения, многие правовые и правительственные инициативы делают упор на упреждающее управление активами с учетом текущего состояния стареющей инфраструктуры и фискальных проблем. К числу последних событий относится Заявление No 34 Совета по государственным стандартам бухгалтерского учета, в котором содержится требование к государственным и местным органам отчитываться в своем учете обо всех объектах инфраструктуры, а не только о тех, которые финансируются из частных источников, таких как водоснабжение и коммунальные услуги, оплачиваемые за счет платы за пользование коммунальными услугами. Это помогает определить общую инвентаризацию инфраструктурных активов агентства, своевременную оценку физического состояния и годовой прогноз финансовых потребностей. Кроме того, инициатива Агентства по охране окружающей среды США «Потенциал, управление, эксплуатация и техническое обслуживание» (CMOM) направлена на то, чтобы перейти от обеспечения соблюдения мандата к активному партнерству с государственными менеджерами для самоаудита своих инфраструктурных систем при оценке мощности, управления и эксплуатации / технического обслуживания.
Еще одним сторонником упреждающего управления являются судебные постановления о согласии управляющих объектами на устранение несоблюдения экологических стандартов, установленных EPA или государственными департаментами охраны окружающей среды (т.е. законы против переполнения канализации); анализ уязвимостей в системе безопасности после 9/11; законодательство о финансировании, которое определяет управление активами в качестве квалификационного условия для получения/сохранения премии; и профессиональные организации, которые переводят отрасль на управление активами посредством образования, исследований и семинаров[1].
Несмотря на текущие финансовые трудности того времени, одним из преимуществ является растущая доступность методологии и технологий для использования управления активами. Но, несмотря на то, что за последние 20 лет муниципалитеты сделали значительные инвестиции и использовали программные средства, они в основном представляют собой автономные системы с ограниченными возможностями или вообще без возможности обмена информацией с другими инструментами. Следовательно, они работают в изолированных хранилищах информации в муниципальных департаментах. Данные должны быть повторно интерпретированы, преобразованы и повторно введены в различные программные инструменты несколько раз, что приводит к трудоемкой и подверженной ошибкам неэффективности. Многие в академических кругах и промышленности признают необходимость интегрированного, междисциплинарного управления активами, которое включает в себя[13]:
- Систематизация и координация рабочих процессов
- Разработка централизованных репозиториев данных общего доступа
- Организация распределенных программных средств в модульные программные среды с широким охватом
Подход Организации Объединенных Наций к управлению инфраструктурными активами Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН), Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН) и Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС) в настоящее время совместно работают над тем, чтобы побудить правительства во всем мире принять более системный и активный подход к управлению своими инфраструктурными активами. Подчеркивая, что более 90 процентов целей в области устойчивого развития и их задач зависят от рационального управления инфраструктурными активами, их инициативы направлены, среди прочего, на обеспечение доступности, жизнестойкости и устойчивости инфраструктурных активов, укрепление доверия населения к государственному управлению и привлечение новых инвестиций.
Для решения этих проблем ООН опубликовала «Управление инфраструктурными активами в интересах устойчивого развития: пособие для местных и национальных органов власти». Справочник предлагает гибкую пошаговую методологию диагностики с советами, упражнениями и примерами, легко доступными для практиков и лиц, принимающих решения в местных и центральных органах власти. Ориентированное на прогнозирование рисков и решение проблем будущего, руководство применяется к традиционной инфраструктуре (дороги, водопроводные сети, канализация, здания для основных служб и т. д.), землям, находящимся в государственной собственности, а также к эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования. В некоторых главах также предлагается ситуационная оценка климатических рисков и мобилизация ресурсов для более эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.
Организация Объединенных Наций также создала Массовый открытый онлайн-курс (МООК) по управлению инфраструктурными активами в интересах устойчивого развития, который обеспечивает углубленное обучение и дополняет знания, полученные из Руководства. Этот курс находится в свободном доступе.
Подход IIAM
Институт управления инфраструктурными активами (IIAM), базирующаяся в США транспортная консалтинговая компания, работает над продвижением тех же вопросов и сотрудничает с другими организациями, например, на конференции INFRAASSETS2010 в Малайзии, в области управления государственными активами.
Подход IIAM к управлению инфраструктурными активами основан на определении стандарта обслуживания (SoS), который описывает, как актив будет работать в объективных и измеримых терминах. SoS включает в себя определение «минимального уровня состояния», который устанавливается с учетом последствий отказа инфраструктурного актива.
Ключевыми компонентами «Управления инфраструктурными активами» являются:
- определение стандарта обслуживания
- ― установление измеримых спецификаций того, как актив должен работать
- ― установление минимального уровня состояния
- Внедрение подхода к управлению активом, основанного на затратах в течение всего срока службы
- Разработка плана управления активами
ГИС-система
Управление государственными активами расширяет определение управления активами предприятия (EAM), включая управление всеми вещами, которые представляют ценность для муниципальной юрисдикции и ожиданий ее граждан. Управление государственными активами - это термин, который учитывает важность того, чтобы государственные активы влияли на другие государственные активы и трудовую деятельность, которые являются важными источниками дохода для муниципальных органов власти, и имеет различные точки взаимодействия с гражданами. Универсальность и функциональность ГИС-системы позволяют осуществлять контроль и управление всеми активами и деятельностью, ориентированной на земельные ресурсы. Все общедоступные активы взаимосвязаны и имеют общую близость, и эта связь возможна благодаря использованию ГИС. Управление государственными активами, ориентированное на ГИС, стандартизирует данные и обеспечивает функциональную совместимость, предоставляя пользователям возможность повторно использовать, координировать и обмениваться информацией эффективным и действенным образом.
Среди ГИС, используемых для управления инфраструктурой в США, - GE, Smallworld и ESRI. Платформа ESRI GIS в сочетании с общим зонтиком управления государственными активами, состоящим как из физических, так и из мягких активов, помогает устранить традиционную разрозненность структурированных муниципальных функций, которые обслуживают граждан. В то время как материальные активы являются типичными физическими активами или инфраструктурными активами, мягкие активы муниципалитета включают разрешения, лицензии, обеспечение соблюдения кодекса, полосу отвода и другую сельскохозяйственную деятельность.
Наращивание потенциала
С 16 года разрабатывается программа обучения руководителей в области управления инфраструктурными активами (Certificate of Advanced Studies Managing Infrastructure Assets, CASMIA, 2012 ECTS), запущенная в 2014 году и финансируемая Швейцарским федеральным агентством энергетики (SFOE). Это единственная в мире индивидуальная и организационная программа обучения, которая работает путем смены принимающей стороны университетского института. Это гарантирует, что новая профессия MIA может критически справляться с междисциплинарным содержанием, а университеты пересматривают учебную программу. Бывшие университетские институты включают ETH Zurich (IBI) и Университет Санкт-Галлена (HSG-ACA). Эта программа также обеспечивает максимально возможную аккредитацию для новой профессии, поскольку люди в этой области по-прежнему превосходят учреждения с точки зрения качества контента.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Cagle, R. F. (2003). "Infrastructure Asset Management: An Emerging Direction". AACE International Transactions.
- ↑ 2,0 2,1 Piryonesi, S. M. (2019). The Application of Data Analytics to Asset Management: Deterioration and Climate Change Adaptation in Ontario Roads (Doctoral dissertation). .
- ↑ 3,0 3,1 The Institute of Asset Management (IAM): The IAM Competences Framework .
- ↑ 4,0 4,1 Pietroforte, R. and Miller, J. B. (2002). "Procurement Methods for U.S. Infrastructure: Historical Perspective". Journal of Research, Development, and Demonstration. Pp. 425-434.
- ↑ Complete Book of North American Railroading
- ↑ 6,0 6,1 Piryonesi, S. M. (2020). «Data Analytics in Asset Management: Cost-Effective Prediction of the Pavement Condition Index». Journal of Infrastructure Systems 26 (1). doi:10.1061/(ASCE)IS.1943-555X.0000512.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 El-Diraby, Tamer E. (2017). «A Comprehensive Review of Approaches Used by Ontario Municipalities to Develop Road Asset Management Plans». Transportation Research Board.
- ↑ 8,0 8,1 Mirza, S. (2007). “Danger Ahead: The Coming Collapse of Canada's Municipal Infrastructure,” Federation of Canadian Municipalities, Ottawa.
- ↑ The IAM: Asset Management - an Anatomy .
- ↑ Three transit agencies using IBM software . Railway Age (October 9, 2009).
- ↑ Eisenberg, Anne Infrastructure Monitors, Soon Without Wires (March 12, 2011).
- ↑ Bird +41 22 749 0431, Katie Asset management system standards published . ISO.
- ↑ Halfawy, M. (2008). "Integration of Municipal Infrastructure Assets Management Processes". Journal of Computing in Civil Engineering, vol. 22, no. 6.