Унксова, Кари Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кари Васильевна Унксова

Кари Васильевна Унксова (она же Кари, 21 октября 1941, пригород Алма-Аты — 3 июня 1983, Ленинград) — русская поэтесса.

Биография

Родилась 21 октября 1941 года в пригороде Алма-Аты. Родители — геологи Василий Александрович Унксов и Таисия Николаевна Иванова перед войной работали в Казахстане. Вернулись в Ленинград в 1945 году. Лауреаты Сталинской премии первой степени 1952 года за открытие и разведку полезных ископаемых[1].

В 1965 году окончила геологический факультет ЛГУ. Училась в аспирантуре Горного института. Литературовед Александр Павлович Квятковский, автор «Поэтического словаря», обращает внимание на её юношеские стихи. Кари была хорошо знакома с неофициальной поэтической жизнью Ленинграда, встречалась с Иосифом Бродским, дружила с Алексеем Хвостенко и Анри Волохонским.

С 1971 года Кари завязала творческие и дружеские связи в русскоязычной литературной среде Таллина. Слушала в Тарту лекции Юрия Лотмана, переводила эстонских поэтов, в том числе Марии Ундер. Там она написала цикл «Таллинские дневники». В Таллине, в Союзе писателей Эстонии, состоялся единственный официальный творческий вечер Кари.

С 1973 года Кари пробует добиться публикаций в Москве. Борис Слуцкий даёт ей рекомендацию в журнал «Смена», в 1974 году журнал публикует стихи и объявляет её лауреатом года. Очень тепло отзывается о ней Давид Самойлов. Она много читает в мастерских художников, у друзей, в «салоне» Людмилы Кузнецовой. Большая комната, в которой хозяйка устраивала выставки непризнанных художников Москвы и Ленинграда, находилась в коммунальной квартире на Большой Садовой, дом 10 (302-бис), на первом этаже в подъезде № 6 — на 5 этаже теперь Музей Булгакова. После участия Кузнецовой в Бульдозерной выставке салон стал особенно популярен, в нём бывали иностранные дипломаты, милиция усилила бдительность.

В феврале 1975 года там происходила выставка Ленинградских художников, которая закончилась милицейской осадой. Кари активно занималась организацией и поддержанием контактов с Ленинградскими нонконформистами, сама собирала коллекцию живописи, возила в Москву картины для участия в выставках. Студенческая дружба связывала её с художником Евгением Рухиным. Его памяти и трагической гибели во время пожара в мастерской посвящены «Новый лирический цикл» и цикл «Простые стихи», стихотворение «Минувших дней опальная чреда».

4 июля 1978 года в Ленинграде Кари с молодыми друзьями-музыкантами участвовала в массовом шествии молодёжи в связи с отменой концерта Карлоса Сантаны.

28 августа 1979 года у Михайловского замка отменили концерт группы «Аквариум», пришедших задержали. В КПЗ оказались Кари Унксова, Виктор Резунков, Андрей Изюмский, лидер группы «Россияне» Жора Ордановский и другие. Там было принято решение написать обращение в Ленгорисполком с призывом, во избежание массовых протестов молодёжи, открыть в городе рок-клуб. Рок-клуб был создан в 1981 году.

В 1979 году в Ленинграде вышел в свет первый самиздатовский феминистский журнал «Женщина и Россия», в создании и распространении которого Кари приняла участие[2]. Журнал был быстро изъят КГБ, однако попал на Запад и был сразу переведён на французский, затем португальский, японский и другие языки. Некоторых авторов журнала выслали из страны, за всеми другими была установлена слежка. В том же 1979 году Кари Унксова совместно с художником Глебом Богомоловым подписала обращение к мировой общественности с призывом защитить Фонд спасения коллекции Георгия Михайлова.

В ноябре 1980 года Кари вызвали в отделение милиции и осудили на 15 суток «за избиение дружинников и оскорбление их нецензурными словами»[2]. Потом её вызвали в ОВИР и предложили подать заявление на выезд в Израиль к родственникам[2].

Родственников в Израиле у неё не было, ОВИР организовал подложный вызов[2]. В ожидании разрешения жизнь в Ленинграде стала невыносимой из-за слежки, обысков, провокаций и угроз. Кари скрылась в Таллине, оттуда переехала в Москву, из Москвы в Тбилиси. Семья оставалась в Ленинграде, и Кари вернулась.

В начале мая их вызвали в ОВИР и сказали, что разрешение получено, что она, её муж и двое детей могут готовиться к отъезду[2].

Вечером 3 июня 1983 года Кари вышла проводить до трамвая сестру Марину, обе они были сбиты автомобилем[2]. Кари погибла, сестра долго лежала в больнице. Судебное расследование не проводилось. Мужу, Смирнову А. Л. с детьми отъезд не разрешили[2]. Дочери Ладе в тот момент было 17 лет, сыну Алексею — 8.

Творчество

В 1982 году Кари Унксова подготовила в самиздате альманах «Наша Личная Ответственность (НЛО)». В него вошли, кроме её собственных стихов, стихи поэта А. Изюмского, художника А. Соболева и В. Резункова[2].

«Всё написанное, кроме переводов, Кари незадолго до смерти систематизировала в виде шести томов.

Первый том включает юношеские произведения и то небольшое количество стихотворений, которое было написано с 1965 по 1971 год.

Во второй том (1971—1975 гг.) — „Аппиева дорога“, вошли не только стихи, но и пьесы, поэмы, и ряд произведений, жанр которых не традиционен и трудно поддаётся определению.

Третий том — „Песни Кришнамурти“ — изложение особым образом структурированной прозой, тесно сближающейся с поэзией, 33 бесед Кришнамурти, с поэтическими вставками.

Четвёртый том (1976—1978 гг.) начинается с „Писем Томаса Манна“ и содержит ряд циклов: „Океан“, „Новый лирический цикл“, „Милосердие“, „Покинутые своды“, а также прозаическую „Автобиографию“.

Пятый том „Сценарий“ (1976—1981 гг.) был задуман, как коллективное произведение, своего рода реализованная „Игра в Бисер“, где каждый автор должен был играть не только свою роль, но и все другие. От этого замысла осталось только мистифицирующее вступление, и Кари выполнила всю работу сама.

Шестой том — „Россия в Лете“ (1982—1983 гг.) — завершается резким по тону призывом осознать ответственность за происходящее. „Пять улыбок интеллигенции“ — этому стихотворению суждено было стать своего рода завещанием Кари»

А. Л. Смирнов. Из доклада в клубе им. Достоевского. Ноябрь 1985 г.

После гибели Кари друзья и ученики издали в самиздате книжку примерно в 50 экземпляров, включающую 2, 4, 5 и 6 тома именно так, как составила Кари.

В 1985 году в Тель-Авиве вышел сборник «Кари», составленный из стихов, вывезенных эмигрантами.

Литература

  • Журнал «Смена», № 24, декабрь 1974 г.
  • Кари Унксова. Избранное. 238 стр. Тель-Авив, изд. «Лира», 1985 г.
  • Журнал «Столица», № 48(54), 1991 г. Кари Унксова, Автобиографическая проза. Фрагмент 2.[2]
  • Журнал «Согласие», № 4-5, 1992 г.
  • Журнал «Арион» № 1, 1994 год.
  • 4 июня 1998 г., общество «Мемориал». Вечер памяти Кари Унксовой.
  • В 2001—2002 годах журнал «Радуга» (Таллин) публиковал воспоминания о Кари Татьяны Зажицкой.
  • «Минувших дней опальная чреда…»: Художник Евгений Рухин и его время. — СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2005.
  • «Кари. Поэзия. Проза». Ноябрь 2009 г., издательство ДЕАН, Санкт-Петербург. Составитель, редактор, автор воспоминаний — М. В. Унксова. 528 стр.

Примечания

  1. Попов В. А. Геология Тувы : от прошлого к будущему : [арх. 6 декабря 2016] // Новые исследования Тувы : Журнал. — 2015. — № 3. Человек и природа.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Тимофеевский, Александр. Маховик страны стучит далек : Вместо послесловия : [арх. 5 декабря 2016] / гл. ред. А. В. Мальгин // Столица : Журнал. — 1991. — № 48 (54) (декабрь). — С. 61—62.

Ссылки