Унгер, Ганс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ганс Унгер

Ганс Унгер, наст. имя Карл Фридрих Иоганнес Унгер (нем. Hans Unger, род. 26 августа 1872 г. Баутцен — ум. 13 августа 1936 г. Дрезден) — немецкий художник-символист, а также график, мастер мозаичных работ.

Жизнь и творчество

Художественные работы Ганса Унгера, одного из корифеев символизма в Германии перед началом Первой мировой войны, высоко оценивались современниками, однако в дальнейшем, особенно после смерти художника, его творчество было предано забвению. Лишь с начала 1980-х годов возрождается интерес к созданным Г. Унгером шедеврам, в 1997 проходит большая ретроспектива его работ в городских музеях Фрейталя и Баутцена; на выставке «Красота и тайна. Немецкий символизм», проходящей в Билефельде в мае-июле 2013, картины этого художника занимают почётное место.

К. Ф. И. Унгер родился в семье среднего достатка. Его отец, рано распознавший в сыне склонность к художественному творчеству, тем не менее отдал его на обучение в коммерческое училище. При первой возможности Унгер её покинул, и в 1887 году он становится учеником театрального художника, писавшего декорации. В 1888—1893 он студент класса рисунка при дрезденском Королевском придворном театре. В 1893—1895 годах Унгер — студент Академии искусств в Дрездене. Здесь его учителями были профессора Фридрих Преллер-младший, Герман Прелл и Рихард Мюллер. Унгер становится участником дрезденского модернистского движения молодых художников, вместе с Сашей Шнайдером, Оскаром Цвинчером и Зельмаром Вернером. В 1894 он проводит лето на острове Борнхольм, где пишет серию акварелей. В 1896 году Унгер создаёт рекламный плакат для дрезденской органной фабрики Эсти, принесший ему международную известность.

В 1897 году Унгер пишет одну из своих лучший работ — полотно «Муза», хранящееся ныне в Дрезденской галерее («Старый мастер»). С октября 1897 по март 1898 он живёт в Париже и посещает академию Жюлиана, где ему преподают Флери и Лефевр. Вернувшись на родину, он в 1899 создаёт сценические декорации для нового здания дрезденского Городского театра. Эти его работы погибли во время бомбардировок Дрездена американцами в феврале 1945 года. В том же году он принимает участие в проходившей в Дрездене Германской художественной выставке («Автопортрет в свитере», «Прощание», а также пейзажи). В 1902 году Унгер становится членом респектабельного «Германского союза художников», совершает путешествия по Северному и Балтийскому морям, ездит в Италию и в Египет. В этих поездках он пишет серии акварелей и пастелей. В 1905 он создаёт мозаику «Богиня света» для башни фабрики Эрнемана в Дрездене. В 1898 и в 1910 годах он иллюстрирует художественный журнал символистов Югенд, а также журнал Пан.

К 1910 году художник находился в зените славы и признания. Открывшееся новое здание городского художественного музея в его родном Баутцене отвело картинам Унгера отдельный зал. В прессе того времени его называют «последним князем живописи Дрездена». В 1917 и 1918 годах он принимает участие в проходивших в Дрездене выставках германского общества художников, выставив 6 картин и 6 рисунков в первом, и 11 картин и 10 рисунков во втором случае. Плакаты работы Унгера считались высочайшего мастерства, в английской прессе ему был присвоен титул «лучшего немецкого плакатчика».

После окончания Первой мировой войны, в которой Германия потерпела поражение, интересы публики в области искусства в значительной степени изменились, и на смену близкого Г. Унгеру модерна приходят экспрессионизм и новая вещественность. Унгер отправляется в длительные заграничные путешествия, посещает Италию, Югославию, Испанию, Португалию и Африку. Написанные в Египте работы составляют экспозицию, открытую в 1927 году в дрезденской галерее Бурбах. Одним из страстных почитателей творчества Унгера был египетский король Фуад I. В 1933 году, к 60-летию мастера, Саксонским союзом художников проводится выставка его работ.

Г. Унгер был награждён бронзовой медалью на Всемирной выставке 1900 года в Париже, бронзовой медалью на Всемирной выставке в 1904 году в Сент-Луисе. В 1904 он также становится профессором дрезденской Академии искусств.

В 1899 году он вступает в брак с Марией Антонией. В 1903 у них рождается дочь, единственный ребёнок, крёстным отцом которой становится друг Унгера, живописец Саша Шнайдер. Как художник Г. Унгер — в первую очередь портретист и пейзажист. Основной темой его творчества было воплощение «прекрасной женской мечты об Аркадии». Его Музой, позировавшей для изображения «женщины из Аркадии», была супруга мастера, а затем — его дочь Майя (1903—1973). Женские портреты, как правило, давались на фоне пасторальных пейзажей с кипарисами, садом или морским побережьем. Унгер находился под творческим влиянием таких мастеров, как англичане Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонс, У. Странг (гравюра), французов П. де Шаванна, Г. Моро, Ж. Пеладана, а также швейцарца А. Бёклина (пейзаж) и немецкого художника М. Клингера.

Литература

  • All of the information given above on Unger’s life and work is from the book Hans Unger. Leben und Werk mit dem Verzeichnis der Druckgraphik by Rolf Günther, published in 1997 by Neumeister Art Auctioneers in Dresden (no ISBN) (http://d-nb.info/953061434), at the occasion of the Hans Unger exhibition in the City Museum of Freital from September 7 to October 26, 1997.
  • A small monography is Hans-Guenther Hartmann, Hans Unger, Dresden, Verlag der Kunst, 1989, ISBN 3-364-00165-0 (http://d-nb.info/900949511).

Галерея

Примечания

Дополнения