Унгерн-Штернберг, Отто Рейнгольд Людвиг фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Отто Рейнгольд Людвиг фон Унгерн-Штернберг

Отто Рейнгольд Людвиг фон Унгерн-Штернберг (Otto Reinhold Ludwig von Ungern-Sternberg; 5 (16) августа 1744, имение Старый Кустгоф[et] — 3 (14) августа 1811, Тобольск[1]) — крупнейший землевладелец острова Даго рубежа XVIII и XIX веков, камергер польского короля Станислава Понятовского. Подозревался соседями и недоброжелателями в морском разбое[2]. В 1804 г. признан виновным в убийстве и сослан в Сибирь.

Происхождение и молодость

Родился в имении Альт-Кустгоф в семье барона Рейнгольда-Густава Унгерн-Штернберга (1714-87) и баронессы Кристины-Софии Розен (1719-97). Родителям принадлежали мызы Линден, Эрастфер и Кораст. Прослушав курс лекций по праву в Лейпцигском университете (1766—1767), поступил на службу в голландский флот капитаном[3]. Позднее рассказывал, что в Мадрасе был задержан англичанами (по обвинению в шпионаже) и выслан в Европу.

По возвращении из плаваний поступил на службу к польско-литовскому монарху. В его свите посетил Петербург, где вступил в масонскую ложу «Астрея»[4]. В 1772 г. в имении Пальмс женился на баронессе Магдалене-Шарлотте фон дер Пален (1749—1829), сестре будущего петербургского генерал-губернатора.

Властелин острова Даго

Маяк Дагерорт

Унгерн-Штернберг в 1781 г. приобрёл за 50000 рублей у своего товарища по университету, графа Стенбока, имение Гогенгольм[de] на острове Даго, а в 1796 у его брата (шурина Г. Р. Державина) — обширную мызу Гроссенгоф[et]. Для закрытия этих сделок распродал родительские имения в материковой Эстляндии. После покупки имения Путкас[et] (1799) в руки Унгерн-Штернберга перешёл почти весь остров Даго. В этом уединённом и малопосещаемом уголке Прибалтики он сумел создать небольшую верфь и выстроить частный торговый флот[2]. Он основал судостроительные мастерские в Большой гавани, превратив её в главный центр судостроения на острове, который был впоследствии расширен и модернизирован его сыном и внуком[5].

Барон рассчитывал на получение от правительства субсидии на содержание старинного маяка Дагерорт, однако средства поступали не регулярно и не полностью, а после смерти Екатерины II и вовсе перестали выплачиваться, вынудив барона свернуть эксплуатацию маяка. Из-за обилия рифов в этих водах участились кораблекрушения, причём за спасение команды и груза судов барон удерживал солидную долю спасённого (которую прятал на чердаке своей усадьбы). Недруги Унгерн-Штернберга (включая влиятельных Стенбоков[6][7]) распускали слухи о том, что барон занимается морским разбоем и специально зажигает огонь на маяке таким образом, чтобы заманить капитанов на рифы[8].

В 1802 г. ревельский суд признал Унгерн-Штернберга виновным в присвоении имущества шведского корабля «Луиза Каролина», выброшенного на берег Даго, однако царь удовлетворил его просьбу о помиловании. В том же году в пылу ссоры на первом этаже гроссенгофской мызы барон заколол кинжалом Карла-Иоганна Мальма — капитана принадлежавшего ему брига «Мориан», обвинив его в сознательном уклонении от предписанного судну маршрута в личных целях. Престарелый барон утверждал, что это была самооборона. Тем не менее суд в Ревеле (где губернаторствовал его недруг Яков Фёдорович Стенбок) признал его виновным и в 1804 г. отправил в ссылку в Тобольск, где он и умер.

Легенды и факты о бароне-пирате

Рыцарская мыза барона Унгерна

Легенды

Суд над Унгерном был окружён завесой тайны[4], что способствовало превращению «барона-пирата» в байронического героя многих легенд. Академик М. П. Алексеев предположил, что история эстляндского барона могла быть использована Байроном при создании поэмы «Лара[en]»[9]. «Настоящий Манфред или Лара», — пишет о нём маркиз де Кюстин в своих записках о России.

Часть легенд о пирате с Даго восходит к двухтомному сочинению «Удивительные мемуары графа фон Ун-шт-бг, одного из крупнейших и необычайнейших преступников современности» (1807)[10], авторство которого приписывается И. К. Петри. Чтобы замять историю, семейство Унгерн-Штернбергов скупило и уничтожило почти весь тираж псевдо-мемуаров барона. Тем не менее сведения о преступном бароне получили известность за пределами Эстляндии и быстро обросли фантастическими подробностями. В 1806 г. П. П. Свиньин занёс в свой дневник[11]:

Сердце обливается кровью, человечество содрогается при воспоминании об ужасных злодеяниях барона ***, владельца острова Даго, открытых в 1802 г. одной женщиною, спасшеюся чудесным образом из погребов его замка. В продолжение 10 лет злодей сей в осенние бурные ночи переставлял маяки с одного места на другое, дабы корабли, обманувшись ложным светом, разбивались у берегов острова. Тогда он с шайкою своею нападал на них, расхищал груз, а спасшихся людей убивал. Чтоб успешнее обмануть мореплавателей, он проваживал ночью по берегу хромоногих лошадей с фонарями, кои казались мореходцам другими кораблями, идущими по одинаковому с ними направлению. Заключение в Сибирь было уделом сему злодею, а позор, покрывший имя его, так поразил одного из его сыновей, чувствительного молодого человека, что он помешался в уме. Сему содействовал и отказ обожаемой им невесты, последовавший тотчас по разглашении сего происшествия.

На подобных легендах основаны повесть Аристида де Гондрекура «Башня острова Даго» (1852) и венгерская новелла того же названия за авторством Мора Йокаи (1879). Достоевский более 20 раз упоминает «таинственного Унгерна… властелина необитаемого острова» в черновиках «Преступления и наказания» и «Подростка», где главный герой рассуждает, что «жребий Унгерн-Штернберга лучше Наполеонова»[12]. За оперу «Берег бурь» о злодейском угнетателе крестьянства, Людвиге фон Унгерн-Штернберге, эстонский композитор Эрнесакс в 1949 г. был удостоен Сталинской премии.

Факты

В российском морском и судоходном праве 1780 года было предусмотрено вознаграждение за спасение груза. Его размер зависел от общей стоимости груза и мог составлять от одной шестой до четверти стоимости. По российскому морскому праву получить вознаграждение от судовладельцев мог любой, кто помогал спасать людей, груз и вещи, но на самом деле награда обычно доставалась землевладельцам, которые полагали, что если крушение произошло рядом с их землёй, то право на вознаграждение имели именно они, а не те люди, которые первыми оказались на месте крушения и фактически спасли команду и груз. Прибрежные землевладельцы использовали своё высокое положение, с одной стороны, и подчинённое положение крепостных крестьян с другой, чтобы получить положенную награду единолично[13].

При этом спасение и хищение часто соседствовали, занимая «серую зону» между законом и беззаконными действиями. Случай со шведским кораблём «Луиза Каролина» в 1797 году свидетельствует о том, как это могло происходить. Корабль потерпел крушение возле острова Даго, побережье которого имело многочисленные отмели и при этом располагалось невдалеке от морского пути в столицу Российской империи[13].

Во время расследования дела капитан судна Эрик Иоганн Бергманн и барон Унгерн-Штернберг утверждали, что некоторые товары затонули или были сильно повреждены из-за серьёзных разрушений на судне. Расхождения между исходными документами поставщиков и списком товаров, которые в итоге достигли таможенного склада в Ревеле, были значительными — бесследно исчезло более четверти груза на сумму более 10 000 рублей[13].

Барон Унгерн-Штернберг заявил перед судьями и магистратом, что он спасал корабли. Чиновник казначейства Райнхольд фон Рихтер постановил, что доказательств преступных действий барона было предоставлено недостаточно. Барон Унгерн-Штернберг обосновал свою просьбу о выплате вознаграждения тем, что ему удалось спасти корабль от неизбежной гибели. Задержку спасательной операции он объяснил сильным штормом и волнением на море[13].

Страховая компания, застраховавшее судно, не удовлетворилась таким объяснением и обратилась в Коллегию иностранных дел в Санкт-Петербурге. Сенат приказал Верховному земельному суду Эстляндии начать новое расследование. В 1803 году в поместье Отто фон Унгерн-Штернберга был проведён обыск, где был обнаружен ряд товаров, ранее указанных им как «утерянные». Кроме того, барон Унгерн-Штернберг, предположительно, на протяжении многих лет контрабандой сбывал эти товары в Швецию, используя для этой цели свои корабли.

В 1804 году барон Отто фон Унгерн-Штернберг был признан виновным и отправлен в Сибирь за обман при спасании судов и за убийство в 1802 году одного из своих капитанов, Карла Юхана Мальма, шведа по национальности.

Потомство

В браке имел дочь и трёх сыновей, из которых старший в 1800 г. застрелился из-за отказа отца оплачивать его долги. «Безумный барон» Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг происходит от барона Романа (Отто Рейнгольда) Унгерн-Штернберга по женской линии, а по мужской — от его младшего брата Кристиана[14].

Примечания

  1. Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaften. Teil: Estland. Band I. Görlitz, 1930. S. 456.
  2. 2,0 2,1 Lennart Bes, Edda Frankot, Hanno Brand. Baltic Connections: Archival Guide to the Maritime Relations of the Countries Around the Baltic Sea 1450-1800. Brill, 2007. P. 253.
  3. Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 406. М.: Наука, 1973. С. 406.
  4. 4,0 4,1 Л. А. Юзефович. Самодержец пустыни: барон Р. Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М., 2010. С. 46.
  5. Parklaev Hioma lugu 2. (эст.). Hiiu Leht. Дата обращения: 7 декабря 2020.
  6. St. Csekey: “Põhjala kirjutused”. Eesti muljed ungarlastele // Waba Maa, 8 märts 1929.
  7. Merirööwel Ungru krahw. Prof. Csekey ettekanne Otto Reinhold Ungern-Sternbergi üle Riias // Waba Maa, 15 okt. 1931.
  8. Baltic States - Jonathan Bousfield - Google Books
  9. Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи: XVIII век — первая половина XIX века // Литературное наследство. Т. 91. М., 1982. С. 450.
  10. Merkwürdige Memoiren des Grafen von Un-st-bg. Eines der Jetztwelt grössten und merkwürdigsten Verbrechers. Aus dessen Akten gezogen [von Johann Christoph Petri]. Zweiter und letzter Band. Reval, bei Peter Müller dem Aeltern. 1807.
  11. П. Свиньин. Воспоминания на флоте. Ч. I. СПб, 1818. С. 11-12.
  12. Ф. М. Достоевский в работе над романом «Подросток». Творческие рукописи. Литературное наследство. Т. 77. М., 1965. С. 517.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Kersti Lust, PhD in history. How the manorial lords wrecked ship (англ.). National Archives of Estonia. Дата обращения: 7 декабря 2020. Архивировано 3 декабря 2020 года.
  14. https://ic.pics.livejournal.com/istp2012/45632415/16004/16004_original.png

Ссылки