Улица поперёк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Улица поперёк
Тип мультфильма рисованный
Жанр агитация, комедия, сатира
Режиссёр Владимир Сутеев, Лев Атаманов
Автор сценария Владимир Немоляев
Композитор Климентий Корчмарев
Студия Межрабпомфильм
Страна  СССР
Длительность 11 мин. 42 сек.
Премьера 1931
Ссылки
Аниматор.ру ID 2424
IMDb ID tt0145728

«Улица поперёк» (оригинальное название — «Вертушка»; также известен, как «Сон транспортного чиновника») — советский агитационный мультфильм 1931 года. Дебют в мультипликации известного режиссёра, детского писателя и иллюстратора Владимира Сутеева. Первый советский оригинальный звуковой мультфильм[1][2].

Сюжет

Фильм агитирует за соблюдение правил уличного движения.

В нём рассказывалось о том, как человечек, спешивший на работу, попал под машину и оказался в больнице, где, перевязанный и с костылем, делал доклад о правилах уличного движения. В общем, это была обыкновенная агитка за безопасность городского транспорта (в то время делалось множество агиток на самые разные темы, в том числе и мультипликационных)[1][3].

Мультфильм «Улица поперёк» (1931)

Интересные факты

  • Актёры, озвучивавшие мультфильм, в титрах не указаны.
  • Согласно титрам, «звук снят по системе Тагефон».
  • На фестивале «Белые столбы» впервые были публично продемонстрированы в России считавшиеся утраченными экспериментальный фильм М. М. Цехановского «Гопак» (1931) и рисованная лента В. Г. Сутеева «Улица поперёк» (1931). Оба фильма были найдены и атрибутированы в чешском киноархиве Николаем Изволовым и Сергеем Каптеревым[4].

О мультфильме

Знаменитый режиссёр-мультипликатор Лев Атаманов так оценивал фильм:

Фильм был чёрно-белый, графически решённый остро. Мы придумывали смешные трюки, происшествия, пробовали различные походки, искали типажи прохожих, записывали разные звуки, шумы, пытались найти общий звуковой ритм… Конечно, теперь он показался бы в чём-то наивным и примитивным, но тогда все эти опыты со звуком, с изобразительными трюками были нам внове. Для нас это была настоящая школа[3].

Другой знаменитый режиссёр Иван Иванов-Вано в книге «Рисованный фильм» писал:

С появлением звука и кинематографии для мультипликации открылись новые пути. Выход на экран первых звуковых мультипликационных фильмов: «Почта» (режиссёр М. Цехановский), «Улица поперёк» (режиссёр В. Сутеев и Л. Атаманов), «Блэк энд уайт» по известному стихотворению Владимира Маяковского (режиссёр И. Вано и Л.Амальрик) заставил художников-мультипликаторов пересмотреть заново свои позиции в искусстве мультипликации, так как звук открывал новые возможности для развития этого искусства[5].

В другой книге «Кадр за кадром» И. П. Иванов-Вано отмечал: «Это была одна из первых лабораторных работ по освоению звука в мультфильме. Фильм был удачным и в течение некоторого времени служил для нас отправной точкой в производстве звуковых мультфильмов»[6].

Кинокритик Ольга Деревянкина в журнале «Лавры кино» (март 2015 г.) оценила мультфильм как «остроумный агитплакат о соблюдении правил дорожного движения»[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Закржевская Л. Лев Атаманов «Анимация — это всё, что угодно плюс ещё кое-что» Архивная копия от 25 января 2017 на Wayback Machine// Киноведческие записки. — 2009. — № 92/93.— С. 61—83.
  2. По мнению некоторых киноведов, первым звуковым анимационным фильмом следует считать звуковую версию «Почты» М. М. Цехановского (1930), отличную от немой (1929).
  3. 3,0 3,1 Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве // Составитель С. В. Асенин. — М.: Искусство, 1983. — C. 32. — 207 с.
  4. XVII фестиваль архивного кино "Белые столбы" 2.02.2013. Дата обращения: 23 декабря 2016. Архивировано 23 августа 2017 года.
  5. Вано И. Рисованный фильм. Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine — М.: Госкиноиздат, 1950. — C. 17. — 86 с.
  6. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М.: Искусство, 1980. — С. 62. — 240 с.
  7. Деревянкина О. Атамановский дух. Архивная копия от 20 декабря 2016 на Wayback Machine // Лавры кино. — 2015. — № 21 (март). — C. 33.

Ссылки