Укрепление здоровья на рабочем месте

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Укрепление здоровья на рабочем месте — совместные усилия работников, работодателей и общества в целом для укрепления здоровья и поддержания соответствующего качества жизни на рабочих местах[1]. Оно также называется продвижением здорового образа жизни на рабочем месте[2].

Всемирная организация здравоохранения рассматривает рабочее место как одну из приоритетных сред для продвижения здоровья 21-го столетия, так как оно влияет на «физическое, умственное, экономическое и социальное благосостояние» работающих и «предлагает идеальные условия и инфраструктуру, поддерживающие укрепление здоровья большой аудитории»[3]. Люксембургская декларация утверждает, что здоровье и благополучие работников на рабочем месте может обеспечиваться путём сочетания

  • улучшения организации и условий труда
  • поддержки активного участия
  • поощрением личного развития[1].

Стратегии укрепления здоровья на рабочем месте также сочетают ликвидацию факторов риска для здоровья с усилением факторов благотворных здоровью и качеству жизни.

Руководство, рекомендованное в Люксембургской декларации включает:

  1. Участие, то есть, вовлечение всего персонала;
  2. Интеграция, то есть, отражение укрепления здоровья на рабочем месте во всех важных решениях и во всех отделениях и уровнях организации;
  3. Управление проектом, то есть, развертывание всех мероприятий и программ согласно циклу решения проблемы, а именно: анализ нужд, установление приоритетов, планирование, осуществление, непрерывный мониторинг и оценка;
  4. Всесторонность: то есть, включение в укрепление здоровья на рабочем месте мероприятий с различных областей, направленных как индивидуально, так и окружающей средой. Причём стратегию уменьшения рисков следует сочетать со стратегией формирования и укрепления предупреждающих факторов и потенциалов здоровья[1].

Положительные последствия реализации программы укрепления здоровья на рабочем месте на производительность труда обсуждаются широко. При этом первым логичным шагом должно служить изучение влияния укрепления здоровья на рабочем месте на абсентеизм, так как производительность немыслима, когда работник отсутствует[4]. Однако возможность увеличения производительности намного больше при рассмотрении презентеизма[4], который представляет ситуацию, когда работник зарегистрирован и получает оплату как присутствующий, хотя и с пониженной эффективностью исполнения трудовых обязанностей вследствие состояния здоровья или других причин.

Стратегии укрепления здоровья на рабочем месте

Видео Национального института охраны труда о создании организационной культуры здоровья на рабочем месте

Стратегии укрепления здоровья на рабочем месте должны быть инклюзивными, чтобы учитывать разнообразие рабочей силы, а поведенческая экономика является ключевым инструментом для реализации программ охраны здоровья на рабочем месте[5]. Министерство здравоохранения и социальных служб США включает пять стратегических рекомендаций по укреплению здоровья на рабочем месте в своей инициативе «Здоровые люди 2010»[en]. К ним относятся:

  • Санитарное просвещение, ориентированное на развитие навыков и изменение образа жизни наряду с распространением информации и повышением осведомлённости.
  • Поддерживающая социальная и физическая среда, отражающая ожидания организации в отношении здорового образа жизни и реализующая политику, способствующую здоровому поведению.
  • Интеграция программы рабочей площадки в преимущества организации, инфраструктуру человеческих ресурсов и инициативы по охране окружающей среды и безопасности.
  • Связи между укреплением здоровья и соответствующими программами, такими как помощь сотрудникам.
  • Скрининг с последующим консультированием и обучением тому, как лучше всего использовать медицинские услуги для необходимого последующего наблюдения[6].

В более общем плане усилия по укреплению здоровья на рабочем месте осуществляются на трёх функциональных уровнях, включая:

  • Уровень I: информационные программы, такие как информационные бюллетени, ярмарки здоровья и образовательные классы, которые могут улучшать непосредственно или косвенно индивидуальное здоровье или влиять на изменение поведения.
  • Уровень II: программы изменения образа жизни продолжительностью от 8 до 12 недель, которые доступны сотрудникам на постоянной основе и напрямую влияют на результаты в отношении здоровья.
  • Уровень III: создание рабочей среды, которая помогает сотрудникам поддерживать здоровый образ жизни и поведение, например, столовые на рабочем месте, предлагающие выбор здоровой пищи, или предоставление помещений для физических упражнений на рабочем месте[7].

Меры в области физической активности

Примерно половина всех текущих программ укрепления здоровья на рабочем месте основана на мерах в области физической активности, учитывая относительную лёгкость, с которой работодатели могут пропагандировать такие усилия работникам[8]. Мероприятия, спонсируемые работодателем в форме командных видов спорта, зародились ещё в XVII веке в Соединённом Королевстве, однако большинство мероприятий XXI века основано на спонсировании работодателем доступа сотрудников к оздоровительным и фитнес-центрам[9]. Удобство для сотрудников при спонсировании доступа к фитнес-центрам сильно влияет на участие в программе, а объекты, расположенные рядом с местом жительства сотрудников, требуют меньших временных затрат, получают более широкое использование и дают лучшие результаты для здоровья[10]. Женщины часто демонстрируют меньшее участие в программах физических упражнений на рабочем месте, чем мужчины, а молодые одинокие люди часто более расположены к инициативам по физической активности, спонсируемым работодателем[11]. Во многих случаях программы укрепления здоровья на рабочем месте, основанные на физических упражнениях, наиболее ориентированы на тех, кто получит наибольшую пользу от таких усилий по фитнесу, включая стареющих, малоподвижных, рабочих, женщин или менее образованных сотрудников[12].

Сидячий характер многих современных рабочих мест увеличивает негативные метаболические факторы риска, такие как высокий индекс массы тела (ИМТ), окружность талии и артериальное давление, а также повышенный уровень глюкозы и триглицеридов натощак. Доказано, что отказ от длительных периодов сидячего образа жизни снижает эти риски[13][14]. В частности, было показано, что использование портативных педальных тренажеров в офисе в рабочее время улучшает здоровье сотрудников[13]. Меры с использованием шагомеров для воздействия на поведение сотрудников, сокращения продолжительности малоподвижных периодов и увеличения общего количества движений в течение рабочего дня также оказались успешными[15]. Известно, что приложения для смартфонов и знаки на рабочем месте, пропагандирующие использование лестницы, улучшают здоровье сотрудников, и многие работодатели в настоящее время инвестируют в носимые устройства, чтобы побудить сотрудников следить за физической активностью[16][17]. Программы тайцзицюань на рабочем месте также доказали свою эффективность в качестве медицинских мер и средства сокращения невыходов на работу, особенно среди пожилых работников[18]. Несмотря на эти усилия, многие программы укрепления здоровья борются с низким уровнем участия, и показано, что введение стимулов улучшает участие сотрудников[19].

Программы поощрения

Для поощрения физической активности среди сотрудников многие работодатели предлагают финансовые стимулы для сотрудников в рамках программ вознаграждений за фитнес[10]. Видя, что упражнения и диета вызывают немедленный дискомфорт, а преимущества потери веса часто незаметны в краткосрочной перспективе, многие люди стремятся к долгосрочному здоровью, но поддаются краткосрочным искушениям нездорового питания и бездействия (гиперболическое обесценивание[en]), таким образом поддержание участия сотрудников в оздоровительных программах затруднено. Чтобы решить эти проблемы оперативности, заметности результатов и гиперболического обесценивания, программы вознаграждений предлагают финансовые стимулы для сотрудников за здоровое поведение[20]. Хотя недостаточное участие остаётся проблемой даже среди хорошо разработанных программ вознаграждения, отсев не является случайным, и более высокий успех в снижении веса связан с уменьшением вероятности отсева из программы на более позднем этапе[20].

Эффекты укрепления здоровья на рабочем месте

Широко обсуждается положительное влияние программ укрепления здоровья на рабочем месте на производительность. Влияние укрепления здоровья на рабочем месте на количество прогулов существенно, поскольку производительность невозможна, если работник отсутствует[21]. Однако последствия презентеизма также значительны, и, по оценкам, работа во время болезни обходится экономике Соединённых Штатов более чем в 150 миллиардов долларов в год[22]. По оценкам, невыход на работу обходится среднему работодателю в 660 долларов в год на одного работника[23]. Основываясь на затратах на производительность, работники, испытывающие проблемы со здоровьем или подверженные риску развития нарушений здоровья, обходятся работодателям на 1601 долл. в год больше, чем здоровые работники[24]. Повышение производительности труда и снижение числа невыходов на работу после реализации программ укрепления здоровья на рабочем месте может ежегодно экономить работодателям 15,6 долларов США на каждый доллар, потраченный на инициативы в области здравоохранения[25]. В более общем плане расходы на медицинское обслуживание сотрудников и затраты на дни отсутствия снижаются на 3,27 и 2,73 доллара соответственно на каждый доллар, потраченный на укрепление здоровья на рабочем месте[19]. Было показано, что в некоторых случаях программы здравоохранения работодателей не приводят к сокращению расходов на здравоохранение или страховых расходов работодателя[26][27].

Что касается последствий для здоровья, программы укрепления здоровья на рабочем месте продемонстрировали многочисленные краткосрочные и долгосрочные преимущества. Примечательно, что меры физической активности на рабочем месте улучшают физическую форму сотрудников, активность, посещаемость, снижают нездоровый уровень липидов и стресс на работе, а программы физических упражнений на рабочем месте снижают стресс руководителя и оскорбительное наблюдение за подчинёнными, повышая производительность[28][29]. Дополнительные улучшения были отмечены после программ охраны здоровья на рабочем месте в отношении частоты травм, артериального давления, уровня холестерина, индекса массы тела, риска сердечно-сосудистых заболеваний, динамической работы мышц и максимального потребления кислорода[10][11][30][31]. Некоторые улучшения зависят от пола: у мужчин часто наблюдается более последовательное улучшение индекса массы тела, чем у женщин[14]. Также известно, что укрепление здоровья на рабочем месте улучшает «воспринимаемое состояние здоровья» сотрудников, повышая производительность и улучшая участие в программах здравоохранения[12].

В целом, ожидаемые результаты идеальной программы укрепления здоровья на рабочем месте включают:

  • «Информируйте работников об их здоровье и о том, как хорошее здоровье улучшает качество жизни».
  • «Работники должны взять на себя ответственность за своё поведение и нести ответственность за здоровье и затраты».
  • «Высокое вовлечение и активное участие в этих программах. Люди должны воспользоваться многочисленными предлагаемыми программами».
  • «Сотрудники должны похудеть, бросить курить, чаще заниматься спортом, правильно питаться, лучше справляться со стрессом и в целом придерживаться здоровых привычек».
  • «Стоимость медицинских претензий должна снизиться. В компании должна снизиться заболеваемость некоторыми заболеваниями, связанными с поведением, такими как диабет, болезни сердца, рак, хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ), заболевания опорно-двигательного аппарата и инсульт».
  • «Работники будут реже отсутствовать, расходы по нетрудоспособности будут контролироваться, несчастных случаев удастся избежать, а уровень травматизма должен резко снизиться».
  • «Эти программы привлекут лучшие таланты, а текучесть кадров снизится, потому что мы являемся предпочтительным работодателем в сообществе».
  • «Работники будут работать на более высоком уровне — они будут счастливее, будут иметь больше энергии и принесут лучшие результаты для нашей компании».
  • «Создайте культуру здоровья и благополучия, при которой каждый работник чувствует себя ценным и важным для предприятия — это повысит лояльность и высокий уровень вовлечённости».
  • «Программа обеспечит положительный возврат инвестиций (ROI) для компании — на каждый потраченный доллар будет сэкономлено два или три доллара»[6].

Укрепление здоровья в низкооплачиваемых отраслях

Примерно половина работников в Соединённых Штатах занята в отраслях с низкой заработной платой[32]. Однако менее 10 процентов предлагают программы укрепления здоровья[33] из-за нехватки финансовых ресурсов, времени и колебаний, связанных с возвратом инвестиций[32]. Укрепление здоровья на рабочем месте направлено на улучшение благополучия всех работников, однако из-за экономических и социальных барьеров непропорционально большое количество низкооплачиваемых рабочих не включено в исследования, посвящённые укреплению здоровья сотрудников.

Исследование, проведённое в 2015 году в столичном районе Сиэтла / округа Кинг, показало, что низкооплачиваемые работники по сравнению с высокооплачиваемыми работниками более склонны к рискованному для здоровья поведению[32]. К поведению, связанному с риском для здоровья, относится табакокурение, плохое питание и малоподвижный образ жизни, которые в свою очередь являются факторами, способствующими хроническим заболеваниям[32]. А также это подчёркивает непропорциональный уровень хронических заболеваний среди низкооплачиваемых работников по сравнению с лицами с более высокими социально-экономическими показателями[32]. В ходе исследования, проведённого в столичном регионе Сиэтла и округа Кинг, также было выявлено, что, несмотря на то, что влияние хронических заболеваний преобладает среди низкооплачиваемых работников, люди с высокими доходами представляют собой группу, которая более склонна участвовать в мероприятиях по укреплению здоровья на рабочем месте. Было обнаружено, что в отраслях с низкой заработной платой существуют барьеры, включая осведомлённость, условия труда и управление[32].

В дополнение к высокому уровню хронических заболеваний среди низкооплачиваемых работников также высоки показатели заболеваемости и смертности, а также воздействия вредных факторов окружающей среды из-за как социально-экономического, так и расового неравенства[34]. Как гендерная, так и расовая дискриминация связаны с более низкой заработной платой работников, где женщины и этнические меньшинства вносят свой вклад в статистику низкооплачиваемых работников[35]. Из-за сложности условий и рабочих мест отдельных работников разного пола и расы наблюдается снижение числа участников внутри групп низкооплачиваемых работников в программах укрепления здоровья рабочих. Сложности варьируются в зависимости от малооплачиваемых работников, в основном занятых неполный рабочий день, распределения заработной платы и пособий и опасных сфер деятельности[34].

Предложения по улучшению участия работников в отраслях с низкой заработной платой включают удобство и лучший доступ[35]. Вакцинация на рабочем месте и возможность здорового питания увеличивают участие в профилактической помощи в этих отраслях[35]. Важным фактором для доступа к профилактическим программам или программам укрепления здоровья работников в отраслях с низкой заработной платой является улучшение медицинского страхования. Расширение и совершенствование Закона о доступном медицинском обслуживании повышает стимулы как для работников, так и для работодателей к участию в профилактических программах[32]. Расширение охвата сотрудников, занятых как полный, так и неполный рабочий день, увеличивает охват опасных производственных сред и демографическую справедливость[34].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Luxembourg Declaration on Workplace health promotion in the European Union. 1997
  2. http://www.terviseinfo.ee/et/truekised/download/89
  3. WHO | Workplace health promotion. Дата обращения: 19 августа 2015. Архивировано 22 июля 2017 года.
  4. 4,0 4,1 Wolf Kirsten. Health and productivity management — a future model for Europe
  5. Watson, Towers (2011). "Employee Engagement and Health Plan Management.” Towers Watson. Retrieved 9 February 2016.
  6. 6,0 6,1 (September 2014) «Do workplace health promotion (wellness) programs work?». Journal of Occupational and Environmental Medicine 56 (9): 927–34. doi:10.1097/JOM.0000000000000276. PMID 25153303.
  7. (February 1990) «Employee fitness and wellness programs in the workplace». The American Psychologist 45 (2): 262–72. doi:10.1037//0003-066x.45.2.262. PMID 2178506.
  8. (January 2009) «Physical activity interventions in the workplace: the rationale and future direction for workplace wellness». British Journal of Sports Medicine 43 (1): 47–8. doi:10.1136/bjsm.2008.053488. PMID 18971246.
  9. (June 2005) «Fitter, Happier, More Productive: Governing Working Bodies Through Wellness.». Culture and Organization 11 (2): 125–38. doi:10.1080/14759550500091036.
  10. 10,0 10,1 10,2 (2011) «What factors influence participation in an exercise-focused, employer-based wellness program?». Inquiry : A Journal of Medical Care Organization, Provision and Financing 48 (3): 221–41. doi:10.5034/inquiryjrnl_48.03.01. PMID 22235547.
  11. 11,0 11,1 (January 2000) «Reasons women discontinued participation in an exercise and wellness program.». Physical Educator 57 (1): 2–7.
  12. 12,0 12,1 (June 2001) «Effects of worksite physical exercise intervention on physical fitness, perceived health status, and work ability among home care workers: five-year follow-up». Preventive Medicine 32 (6): 465–75. doi:10.1006/pmed.2001.0837. PMID 11394950.
  13. 13,0 13,1 (May 2012) «Feasibility of a portable pedal exercise machine for reducing sedentary time in the workplace». British Journal of Sports Medicine 46 (6): 430–5. doi:10.1136/bjsm.2010.079574. PMID 21324889.
  14. 14,0 14,1 (January 2008) «Pausa para tu Salud: reduction of weight and waistlines by integrating exercise breaks into workplace organizational routine». Preventing Chronic Disease 5 (1): A12. PMID 18082001.
  15. (December 2004) «Health benefits of a pedometer-based physical activity intervention in sedentary workers». Preventive Medicine 39 (6): 1215–22. doi:10.1016/j.ypmed.2004.04.053. PMID 15539058.
  16. (December 2006) «A workplace intervention to promote stair climbing: greater effects in the overweight». Obesity (Silver Spring, Md.) 14 (12): 2210–6. doi:10.1038/oby.2006.259. PMID 17189548.
  17. Is "Corporate Wellness" the Big New Thing That Will Keep Fitbit Ahead of the Pack?. The Guardian (19 июня 2015). Дата обращения: 10 августа 2022. Архивировано 10 августа 2022 года.
  18. (February 2012) «Tai Chi for older nurses: a workplace wellness pilot study». Applied Nursing Research 25 (1): 54–9. doi:10.1016/j.apnr.2010.01.002. PMID 20974089.
  19. 19,0 19,1 (February 2010) «Workplace wellness programs can generate savings.». Health Affairs 29 (2): 304–11. doi:10.1377/hlthaff.2009.0626. PMID 20075081.
  20. 20,0 20,1 (September 2013) «A case study of a workplace wellness program that offers financial incentives for weight loss». Journal of Health Economics 32 (5): 794–803. doi:10.1016/j.jhealeco.2013.04.005. PMID 23787373.
  21. (2008) «Health and productivity management in Europe.». International Journal of Workplace Health Management 1 (2): 136–144. doi:10.1108/17538350810893928.
  22. (October 2004) «Presenteeism: at work--but out of it». Harvard Business Review 82 (10): 49–58, 155. PMID 15559575.
  23. (December 2006) «The cost of employee absenteeism.». Compensation & Benefits Review 38 (6): 26–30. doi:10.1177/0886368706295343.
  24. (April 2011) «Measuring health-related productivity loss». Population Health Management 14 (2): 93–8. doi:10.1089/pop.2010.0014. PMID 21091370.
  25. (2001) «Financial impact of health promotion programs: a comprehensive review of the literature». American Journal of Health Promotion 15 (5): 296–320. doi:10.4278/0890-1171-15.5.296. PMID 11502012.
  26. (March 2013) «A hospital system's wellness program linked to health plan enrollment cut hospitalizations but not overall costs». Health Affairs (Project Hope) 32 (3): 477–85. doi:10.1377/hlthaff.2012.0090. PMID 23459726.
  27. (February 2013) «A systematic review of the evidence concerning the economic impact of employee-focused health promotion and wellness programs». Journal of Occupational and Environmental Medicine 55 (2): 209–22. doi:10.1097/JOM.0b013e3182728d3c. PMID 23287723.
  28. (October 2009) «Meta-analysis of workplace physical activity interventions». American Journal of Preventive Medicine 37 (4): 330–9. doi:10.1016/j.amepre.2009.06.008. PMID 19765506.
  29. (September 2012) «Supervisor workplace stress and abusive supervision: The buffering effect of exercise.». Journal of Business and Psychology 27 (3): 271–9. doi:10.1007/s10869-011-9255-0.
  30. Mayo Clinic's Mindful Movements in the Workplace. // (ASSE Professional Development Conference and Exposition). — American Society of Safety Engineers.
  31. (March 2007) «Combined diet and exercise intervention in the workplace: effect on cardiovascular disease risk factors». AAOHN Journal 55 (3): 109–14. doi:10.1177/216507990705500303. PMID 17405587.
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 32,4 32,5 32,6 (2015-07-01) «Perspectives on Workplace Health Promotion Among Employees in Low-Wage Industries». American Journal of Health Promotion 29 (6): 384–92. doi:10.4278/ajhp.130924-QUAL-495. PMID 25162321.
  33. (June 2005) «Employee Wellness Program in a small rural industry: employee evaluation». AAOHN Journal 53 (6): 244–8. doi:10.1177/216507990505300604. PMID 16018536.
  34. 34,0 34,1 34,2 (February 2018) «Worksite Health Promotion for Low-Wage Workers: A Scoping Literature Review». American Journal of Health Promotion 32 (2): 359–373. doi:10.1177/0890117117728607. PMID 28893085.
  35. 35,0 35,1 35,2 (2018-07-19) «Benefit Inequality among American Workers by Gender, Race, and Ethnicity, 1982–2015» (en). Sociological Science 5: 461–488. doi:10.15195/v5.a20. ISSN 2330-6696.