Укиё-э

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кацусика Хокусай. «Южный ветер. Ясный день». Цветная гравюра на дереве. 1823—1831. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи».
Тосюсай Сяраку. Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя. 1794. Из серии «Портреты актёров трёх театров Эдо».

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.

Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.

Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу[1].

Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.

Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э)[2]. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

История

Судзуки Харунобу. «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок. 1750.

Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века, что привело к появлению класса торговцев и мелких ремесленников, которые начали писать рассказы или повести и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон (яп. 絵本  — «книга картинок»).

Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций.

Позднее гравюры стали печатать как самостоятельные произведения — какэмоно (яп. 掛け物  — свиток с картиной или изречением) и афиши для театра кабуки.

В середине XVIII века была разработана технология получения многоцветных отпечатков, которые получили название нисики-э (яп. 錦絵  — «парчовые картинки», также известны как эдо-э).

Известными художниками этого периода были Утамаро, Хокусай, Хиросигэ и Тосюсай Сяраку. Изучая европейское искусство, японские художники переняли технику изображения перспективы на рисунке, также в гравюре развились пейзаж и другие жанры. Хокусай на своих гравюрах изображал в основном пейзажи и природу. В 1831 году был издан его знаменитый сборник «Тридцать шесть видов Фудзи (Хокусай)» (яп. 富嶽三十六景).

В. ван Гог. «Портрет папаши Танги». Холст, масло. 1887—88. Музей Родена, Париж. Пример влияния укиё-э на западное искусство.

После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации.

Укиё-э постепенно выходит из моды, заменяясь фотографией. В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке, их начинают массово скупать искусствоведы.

Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма, а также художников-постимпрессионистов, таких как Винсент Ван Гог, Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом.

Жанры гравюр укиё-э

  • бидзин-га — изображение красавиц
  • якуся-э — портреты популярных актёров театра
  • сюнга  — эротические гравюры
  • йокогама-э — изображение иностранцев
  • гига-э — юмористические картинки
  • мэйсё-э— изображения знаменитых мест
  • сумо-э — изображение сумоистов
  • сини-э — посмертные картины
  • омотя-э — картинки-игрушки
  • уки-э — изображения с прямой перспективой (чаще помещения)
  • катё-га — «цветы и птицы»
  • фукэй-га — пейзажи
  • муся-э — изображения знаменитых самураев
  • утива-э — изображения на веерах утива.

Процесс создания

Печатная форма в процессе изготовления

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник[3]. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.

Известные художники и школы укиё-э

Огата Гэкко. «Дракон, поднимающийся к небу». Набросок. 1897.

Школа Хисикава:

Школа Кайгэцудо:

Школа Тории:

Театральная гравюра:

Школа Хосода:

Школа Миягава:

Школа Кацукава:

Школа Хокусай:

Школа Китао:

Школа Нисимура/Исикава:

Школа Сэкиэн:

Школа Утагава:

Прочие:

Театральная гравюра

См. также

Примечания

  1. М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. — ISBN 5-7300-0699-3.
  2. В 1840-е гг., в эпоху, когда власти были обеспокоены состоянием нравов горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром Кабуки, художник Утагава Кунисада показал знаменитых актёров под видом воинов — участников процессии владетельного князя даймë.(Варшавская Е. Ю. В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 597—607. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47)
  3. Катасонова Е.Л. Мангамания // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2. — С. 70—81.

Литература

  • Укийо́-Е // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 62. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).
  • А. Савельева. Мировое искусство. Мастера японской гравюры. — «Кристалл», 2007. — 208 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-9603-0033-8.
  • М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. — ISBN 5-7300-0699-3.

Ссылки