Уичита (народ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Уичита
Численность 2526[1]
Расселение Оклахома Оклахома
Язык английский, уичита
Религия церковь коренных американцев, анимизм, христианство
Родственные народы кэддо, пауни, арикара
Этнические группы уичита (тавехаши), тавакони, вако, кичаи
Флаг Уичита
Девушки из племени уичита, фотограф Уильям С. Саул (William S. Soule), 1870
Геофизическая фотография, изображающая Круг совета в местах раскопок одного из памятников Большой дуги
Лагерь уичита, 1904

Уичита[2], вичита, вичиты, Wichita — индейский народ, а также одноименное племя, обитавшие в США на территории современных штатов Канзас, Оклахома и Техас, и говорившие на языке уичита каддоанской семьи. В настоящий момент численность их составляет около 2500 человек, из которых около 1900 проживают в резервации штата Оклахома.

Археология

В Канзасе обнаружены многочисленные археологические памятники с общими чертами, известные под коллективным названием «Большая излучина» или «Большая дуга» (Great Bend). Радиоуглеродная датировка относит эти памятники к периоду 1450—1700 гг. н. э. Предполагается, что памятники Большой Дуги являются предшественниками народа уичита, который впервые встретили и описали Франсиско Васкес де Коронадо и ряд других европейских путешественников. О встрече с европейцами говорят немногочисленные артефакты европейского происхождения, такие, как кольчуга и железный топор[3].

Археологические данные показывают, что обитатели Большой дуги практиковали смешанное натуральное хозяйство, основанное на земледелии, охоте, собирательстве и рыболовстве. Деревни находились на верхних террасах рек, а культурные растения (кукуруза, бобы, тыква и подсолнечник) выращивались в речных долинах. Из дикорастущих растений уичита собирали лесные орехи, сливу, виноград, пекан и плоды дерева каркас.

При раскопках обнаружены кости таких животных, как бизон, лось, олень, вилорогая антилопа и собака.[4]

При раскопках некоторых поселений обнаружены останки необычных сооружений, известных как «кольца совета». Это кольца обычно располагаются в центре поселений, и как показали результаты археологических раскопок, обычно они состояли из центрального патио в окружении полуподземных сооружений. Назначение данных кругов остаётся неясным. Уолдо Уэдел (Waldo Wedel)[5] предположил, что это могли быть церемониальные сооружения, возможно, обсерватории для наблюдения солнцестояний, то есть имели то же назначение, что и кольцевые канавы в мезолитической Европе. Недавний анализ показал, что большинство артефактов неместного происхождения встречаются почти исключительно внутри данных кругов, что свидетельствует о принадлежности этих кругов местной знати или жрецам.[6] Некоторые археологи всё же допускают возможность, что круги играли оборонительную роль.[7]

Характеристика

Народ уичита представлял собой довольно рыхлую конфедерацию четырех племен, обитавших в восточной части Великих равнин. В объединение помимо собственно племени уичита входили близкородственные по языку племена вако (Waco), тавехаши или таовайя (Taovaya), тавакони (Tawakoni). Их традиционным летним жилищем была индейская землянка, а зимой они покидали их и уходили охотиться на бизона. Уичита занимались охотой и земледелием, были успешными торговцами и переговорщиками. Их территория простиралась от Сан-Антонио в Техасе на юге до Грейт-Бенда в Канзасе на севере. Полуоседлые по характеру, в начале XVIII века они занимали северную часть Техаса и торговали с другими равнинными индейцами по обоим берегам Красной реки, а на юге — вплоть до Вако (Техас).

Уичита татуировали свои лица и тела сплошными и точечными линиями и кругами. Себя они называли «людьми с глазами енота» (Wichita Kitikiti’sh) из-за татуировки вокруг глаз. Они носили одежду из дублёной шкуры, а женщины нередко украшали платья зубами лося.

Контакт с европейцами и упадок

Численность народа уичита (с учетом всех четырех племен) к моменту контакта с европейцами, по максимальным оценкам, могла составлять около 200 тысяч человек. Испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо обнаружил несколько поселений на территории современного штата Канзас. Коронадо писал:

«… Все эти племена враждуют друг с другом… Эти люди кивира (Прим. — позднее известные как уичита) имеют преимущество перед прочими благодаря своим домам и выращиванию кукурузы».[8]

К 1719 г. уичита под давлением мигрировавших к тому времени с востока группы племен сиу-дегиха, в частности канза, осейджей, куапо, переселились на юг, на территорию будущего штата Оклахома и дальше, в северный Техас. Позднее, во время Гражданской войны группа уичита вернулись на север в Канзас и основали поселение на месте современного города Уичита.

Численность уичита после контакта с европейцами из-за эпидемий и череде войн с соседними племенами, особенно с команчами, стала постепенно сокращаться. В 1778 г., по оценкам, оставалось приблизительно 3200 членов племени. К 1868 г. численность, согласно переписи, составляла 572 человека. Наибольшее сокращение населения уичита, по мнению американских этнологов, относится к 1896 году, когда их было всего 365 человек. Однако согласно переписи 1937 г., официально оставалось около 100 уичита. В XX веке численность уичита, как и других племён в США, стала расти, и этот рост продолжается: 460 человек (1950, перепись), 750 человек (1977), 1170 человек (1984), 1275 человек (1990, перепись), 1798 человек (1995), 1912 человек (1998), 2052 человека (1999), 2174 человека (2001), 2254 человека (2003), 2354 человека (2005). В 2007 году численность уичита составила 2526 человек .

С 1997 г. правительство США официально признаёт «племя» «Уичита и союзные племена» англ. Wichita and Affiliated Tribes (уичита, кичаи, вако и тавакони) в штате Оклахома, называвшееся прежде просто уичита. Администрация данного образования находится в г. Анадарко, штат Оклахома. Текущим президентом является Лесли Стендинг.[9] Вместе с племенами кэддо и делаварами западной Оклахомы уичита и союзные племена владеют 257 квадратными километрами земельных угодий.

Примечания

  1. "Pocket Pictorial." Архивировано 6 апреля 2010 года. Oklahoma Indian Affairs Commission. 2010: 38. (retrieved 10 June 2010)
  2. Народы и религии мира. — 2000. — С. 566. — 928 с.
  3. Wood, W. Raymond (1998). Archaeology of the Great Plains University of Kansas Press.
  4. Hoard, Robert J. and William E. Banks (2006). Kansas Archaeology. University Press of Kansas
  5. Wedel, Waldo (1967). The Council Circles of Central Kansas: Were They Solstice Registers? American Antinquity 32, 54-63
  6. Vehik, Susan C. 2002. Conflict, Trade, and Political Development on the Southern Plains. American Antiquity, 67(1), 37-64
  7. Hollinger, Eric (2005). Conflict and Culture Change in the Late Prehistoric and Early Historic American Midcontinent. Unpublished PhD Dissertation. University of Illinois at Urban-Champaign
  8. Brush, Rebecca. The Wichita Indians. Архивная копия от 26 февраля 2013 на Wayback Machine Texas Indians.
  9. Oklahoma Indian Affairs Commission. Oklahoma Indian Nations Pocket Pictorial Directory Архивировано 6 апреля 2010 года.. 2008: 37

Литература

  • Стукалин Ю. Хороший день для смерти. — «Гелеос», 2005. — 384 с. — ISBN 5-8189-0323-0.
  • Стукалин Ю. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. — Москва: «Яуза» и «Эксмо», 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-699-26209-0.

Ссылки