Уимсхёрст, Джеймс
Джеймс Уимсхёрст | |
---|---|
англ. James Wimshurst | |
Дата рождения | 13 апреля 1832 |
Место рождения | Поплар, Лондон |
Дата смерти | 3 января 1903 |
Место смерти | Клапем |
Род деятельности | инженер: кораблестроение, электротехника |
Отец | Генри Уимсхёрст[англ.] |
Джеймс Уимсхёрст[2] (англ. James Wimshurst, 13 апреля 1832 года — 3 января 1903 года) — английский изобретатель, инженер, кораблестроитель. Уимсхёрст не патентовал свои изобретения, но предложенные им улучшения дисковой электростатической машины закрепились в её названии — машина Уимсхёрста.
Член Лондонского королевского общества (1898), Института инженеров-электриков (1889), Лондонского физического общества, Рёнтгеновского общества и Института инженеров-кораблестроителей.
Жизнь и труды
Уимсхёрст родился в Попларе, районе Восточного Лондона, его отец Генри Уимсхёрст[англ.] был инженером-кораблестроителем в доках у Рэтклиффского Креста[3][4]. Джеймс Учился в Steabonheath House в Лондоне, до 1853 года был подмастерьем в Thames Ironworks and Shipbuilding Company[англ.]. В 1865 году женился на Кларе Триббл (англ. Clara Tribble[5]). В том же году Уимсхёрст был переведён в Ливерпуль, где работал в Ливерпульском страховом реестре. В 1874 году он стал «главным кораблестроительным инспектором» Министерства торговли в Ллойде. Значительно позже, в 1890 году, он был представителем Министерства торговли на международной конференции в Вашингтоне.
Свободное время Уимсхёрст посвящал экспериментированию. Он изобрёл вакуумный насос, индикатор устойчивости корабля и способ электропитания маяков с берега. В 1878 году он начал опыты с электростатическими машинами, с помощью которых можно производить электрические разряды для развлечения или эксперимента. С 1880 года он занялся машинами с электростатической индукцией. Дома в Клапеме он устроил мастерскую с разнообразными инструментами и приборами для электрического освещения. Сначала он построил по известным схемам машины Никольсона, Карре и Хольца. Усовершенствования привели к конструкции машины Хольца-Уимсхёрста.
Вскоре Уимсхёрст изобрёл «двойную машину» с двумя дисками из изоляционного материала, которые вращаются в противоположных направлениях. На диски наклеены металлические лепестки. В сравнении с машинами предшественников, двойная машина Уимсхёрста не нуждалась в источнике начального напряжения и не была столь чувствительна к влажности воздуха. Эта конструкция была впоследствии усовершенствована другими изобретателями. В 1882 году Уимсхёрст изобрёл «цилиндрическую машину», и к 1883 году его усовершенствования стали столь известны, что машины получили его имя. Уже в 1885 году в Англии была построена одна из крупнейших машин Уимсхёрста, которая сохраняется в Чикагском музее промышленности и науки.
В 1889 году Уимсхёрст вступил в Институт инженеров-электриков. В 1891 году сообщил об изобретении высоковольтного генератора переменного тока. С 1896 года многодисковые машины Уимсхёрста получили применение в рёнтгеновских установках и для лечения электризацией, за что Уимсхёрст был избран в Королевское общество в 1898 году.
Уимсхёрст умер в своём доме в Клапеме в возрасте 70 лет.
Библиография
- A Book of Rules for the Construction of Steam Vessels. — 1898.
Источники
- ↑ Электростатические машины // Э — Электрофон. — М. : Советская энциклопедия, 1933, 1935. — Стб. 735-736. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 63).
- ↑ В старой литературе встречается вариант написания Уимшерст[1]
- ↑ UK National Archives BT356/11458
- ↑ London Gazette 1849 issue 21003 page 2369
- ↑ Часто пишут, что фамилия его жены Табб (англ. Tubb), но в списке бракосочетаний за октябрь-декабрь 1865 года, том 1b, страница 736, содержится Клара Триббл
- S. E. Fryer. Wimshurst, James (1832–1903) // Oxford Dictionary of National Biography (англ.) / rev. Arne Hessenbruch. — Oxford University Press, 2004.