Уиггинс, Джозеф

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джозеф Уиггинс
Josef Wiggins
Дата рождения 3 сентября 1832(1832-09-03)
Дата смерти 13 сентября 1905(1905-09-13) (73 года)
Страна Британская империя
Род деятельности капитан, предприниматель
Награды и премии

Уиггинс, Джозеф (также Виггинс, Иосиф Уиггинс англ. Joseph Wiggins FRGS; 3 сентября 1832 — 13 сентября 1905) — английский мореплаватель, первооткрыватель торгового пути в Сибирь через Карское море при финансовой поддержке русского купца М.К. Сидорова (1874)[1]. Награждён за это премией Мерчисона (англ. Murchison Award) Королевского географического общества (1894). Уиггинс создал первую коммерческую компанию для торговли Европы с Сибирью через западный участок Северного морского пути, через пролив Югорский шар, мимо Ямала, совершив все рейсы по открытой воде.

Биография

Ранние годы

Родился 3 сентября 1832 года в семье почтового служащего. В 10 лет потерял отца[2].

Первоначально трудился на шахте, в 21 год стал ходить матросом на британских торговых судах. Быстро обучался и получил сертификат капитана торгового флота. Управлял парусными судами, затем пароходами. В 1871 году был принят в Королевское географическое общество[1].

Экспедиции в Арктику

Благодаря инициативе и финансированию русского миллионера М. К. Сидорова Уиггинс начал исследовать морские торговые пути между странами Европы и северной частью Сибири по Северному морскому пути. В 1870-е и 1880-е годы совершал успешные регулярные плавания через Карское море, вывозя сибирские товары на европейские рынки и наоборот. Джозеф Уиггинс считал:

«Природа, наделив Сибирь богатейшей системой рек, прямо указывает морской путь как самый удобный и экономически самый выгодный для её отношений с Европой, которые могут принять и, вероятно, примут весьма обширные размеры.»

Своё первое арктическое плавание капитан Уиггинс совершил в 1874 году на собственном пароходе «Диана» водоизмещением 103 тонны, на котором он прошёл через Карское море до устья Енисея и дальше на северо-восток, достиг 76° северной широты, и смог в ту же навигацию вернуться в Европу. В 1875 году на небольшом парусном судне «Вим» Уиггинс совершил новое плавание к северным берегам Сибири, а летом 1876 года проложил тот же маршрут на паровой шхуне «Темза». Не получив до глубокой осени никаких сведений об экипаже, предприниматель Александр Михайлович Сибиряков по ходатайству организатора экспедиции Михаила Константиновича Сидорова назначил премию в три тысячи рублей тому, кто найдет Виггинса. 21 и 23 ноября из Енисейска пришли телеграммы от городского головы Алексея Софроновича Баландина и самого капитана Виггинса об успешной доставке грузов в устье Курейки, в 100 верстах от Туруханска. «Зимовал около Туруханска. Первый транспорт товаров, когда-либо доставленных в Енисейск прямо из Европы», — сообщил капитан[1].

В енисейской экспедиции 1877 года его сопровождал на «Темзе» орнитолог Генри Сибом. Когда «Темза» села на мель, капитан планировал вернуться домой на втором корабле — паруснике «Ибис», однако команда отказалась отправляться в опасное плавание в ледовитых морях на паруснике. Уиггинс продал «Ибис» русскому капитану Давиду Шваненбергу, который, переименовав парусник в «Утреннюю зарю», в сентябре достиг на нём берегов Норвегии, а в ноябре прибыл в Стокгольм[3]. Останки потерпевшей крушение «Темзы» были обнаружены в 2016 году[4].

Коммерческие рейсы

Прейскурант товарам, привезенным сибирским синдикатом Виггинса. 1893 год.

Следующий поход в Сибирь Уиггинс предпринял на пароходе «Феникс», который принадлежал созданной в 1887 году одноимённой английской компании «The Phoenix Merchant Adventurers». В Сибирь по открытой воде арктических морей была доставлена первая коммерческая партия груза, в том числе 10 тыс. пудов соли, 249 пудов точильных камней, 326 пудов якорей и цепей, 150 пудов разных красок, 111 пудов керосина. Морской пароход «Феникс» с грузом поднялся на 2 тысячи вёрст вверх по Енисею, о чём Виггинс гордо рапортовал: «Прямо в Енисейск было доставлено 400 тонн разного товара. Это был первый коммерческий пароход, прибывший туда из Европы»[1].

«Феникс» остался работать на Енисее и в 1892 году сел на мель на Осиновских порогах. Спасти судно не удалось, его быстро замыло песком. Место его крушения теперь называется Фениксова коса[1].

После удачного плавания «Феникса» «The Phoenix Merchant Adventurers» стала активно развивать свой бизнес. В 1888 году до 15800 пудов груза в Енисейск доставил полярный китоловный пароход «Лабрадор».  В 1889 году «Лабрадор» достиг Гольчихи и успел вернуться в Лондон, тогда как из Гольчихи товары были отправлены в Енисейск в следующем году речными пароходами. Таким образом Гольчиха стала перевалочным пунктом для соединения морского и речного маршрутов[1].

В 1890 году в устье Енисея прибыли пароходы «Бард», «Туле» и «Бискай» с грузом в 800 тонн назначением в Енисейск, Красноярск и частично в Иркутск. Из Англии доставили металл, машины, керосин, соль, канаты, оливковое масло, цемент, а обратно на пароходах «Туле» и «Бискай» отправились сибирские зерно и лес. «Бард» остался в Енисейске[1].

В 1893 году Комитет Сибирской железной дороги заказал капитану Джозефу Виггинсу доставку до Гольчихи около 90000 пудов иностранных рельсов для постройки Транссибирской магистрали на пароходе «Орестес». Тем же рейсом в Россию пришли машины для обработки рудного золота. Под этот контракт капитан создал компанию «Wiggins Siberian Expedition»[1].

Таким образом, до 1894 года Уиггинс совершил десяток рейсов в Сибирь, проработав в российской Арктике двадцать лет. Предметом его особой гордости было то, что «ни одно из судов не было затерто или остановлено льдами»[1].

В 1894 году Уиггинс провёл через Карское море в Енисей построенные для работы на Ангаре пароходы-туера: двухвинтовой «Лейтенант Овцын»[5] и речной колёсный «Лейтенант Малыгин»[6]. Туера пришли гружёные сельдью, рисом, фруктовыми и мясными консервами и даже устрицами, всего около 2500 пудов[1].

Последний визит в Россию

Во время русско-японской войны Российское правительство снова планировало ввозить большие партии продовольствия через Обь и Енисей, для чего Джозефа Уиггинса пригласили в Санкт-Петербург для консультации, где он согласился выполнять эти экспедиции. «Плавание Карским морем до сих пор нельзя назвать безопасным и правильным. Едва ли не один Виггинс знает весь путь надлежащим образом», — считали в Петербурге[1].

По пути из России домой 73-летний капитан простыл, простуда перешла в хронический бронхит. В тяжёлом состоянии Джозеф Уиггинс руководил подготовкой экспедиции, но флот в Россию отплыл уже без него[1].

Капитан Уиггинс умер 13 сентября 1905 года[1].

Географические открытия

Уиггинс первым описал ряд географических объектов на Северном морском пути и западном побережье Арктики, которые впоследствии более точно описывались русскими гидрографами[7].

Так, в 1874 г. он выявил, но не точно указал остров Шокальского, назвав его «Чёрным островом» — по тёмной поверхности[7].

Память об Уиггинсе

Мыс[8] на западе острова Галля архипелага Земля Франца-Иосифа, открытый Ю. Пайером, назван в честь Джозефа Уиггинса[9].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 АРКТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ: К 190-ЛЕТИЮ КАПИТАНА ДЖОЗЕФА ВИГГИНСА. Енисейский государственный музей-заповедник (19 сентября 2022).
  2. Виггинс Иосиф (1832—1905)
  3. Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. Издательство: Географгиз, 1954.
  4. 'Discovery of the year': sunken British ship found in Russian Arctic
  5. Лейтенант Овцын
  6. Лейтенант Малыгин
  7. 7,0 7,1 С. В. ПОПОВ, В. А. ТРОИЦКИЙ. Под редакцией: Л. А. БОРИСОВА. 6. Обь-Енисейский район. Кольские Карты. ТОПОНИМИКА МОРЕЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ (1972). Дата обращения: 20 октября 2023.
  8. Мыс Уиггинса
  9. ТОПОНИМИКА МОРЕЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ

Ссылки