Угон Ту-154 в Пакистан
Угон Ту-154 в Пакистан | |
---|---|
![]() | |
Место нападения |
|
Цель нападения | Авиалайнер Ту-154 |
Дата | 19—20 августа 1990 года |
Способ нападения | Угон самолёта |
Оружие | обрезы, муляж взрывного устройства |
Погибшие | 0 |
Раненые | 0 |
Число террористов | 15 |
Террористы | Заключённые ИВС Нерюнгринского ГОВД |
Число заложников | 77 |
Заложники | 70 пассажиров и 7 членов экипажа Ту-154 |
Наказание | Смертная казнь (11 террористов; 2 покончили с собой, 1 умер до исполнения приговора, остальным смертную казнь заменили пожизненным лишением свободы, в 1998 году они были амнистированы) |
Угон Ту-154 в Пакистан — крупнейший угон авиалайнера, совершённый заключёнными изолятора временного содержания города Нерюнгри в воскресенье 19 августа 1990 года.
Сведения о рейсе 4076
Рейс 4076 Аэрофлота | |
---|---|
![]() | |
Общие сведения | |
Дата | 19—20 августа 1990 года |
Характер | Угон самолёта |
Причина | Бегство угонщиков за рубеж |
Место |
|
Погибшие | 0 |
Раненые | 0 |
Воздушное судно | |
Модель | Ту-154Б-2 |
Авиакомпания |
|
Принадлежность |
|
Пункт вылета |
|
Пункт назначения |
|
Рейс | SU-4076 |
Бортовой номер | CCCP-85323 |
Дата выпуска | январь 1979 года |
Пассажиры | 85 (включая 15 угонщиков) |
Экипаж | 7 |
Самолёт
Ту-154Б-2 (регистрационный номер СССР-85323, заводской 79А323, серийный 0323) был выпущен Куйбышевским авиационным заводом (КуАПО) в январе 1979 года. 13 февраля того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот» (с 13 февраля 1979 года по 18 мая 1989 года — Восточное-Сибирское УГА, Иркутский ОАО; с 18 мая 1989 года — Якутское УГА, Нерюнгринский ОАО). Оснащён тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2У производства КМПО[1].
Экипаж
- Командир воздушного судна (КВС) — Анатолий Листопадов.
- Второй пилот — Сергей Турьев.
- Штурман — Александр Орловский.
- Бортинженер — Алексей Тимофеевич Камошин.
- Бортпроводники:
- Тамара Шарфагалиева,
- Наталья Филиппенко,
- Сергей Рыбников.
Угон самолёта
19 августа 1990 года 15 заключённых изолятора временного содержания в Нерюнгри перевозили в город Якутск рейсом SU-4076 авиакомпании «Аэрофлот».
Рейс 4076 с 7 членами экипажа и 85 пассажирами на борту вылетел из Нерюнгри в 06:25, но через 15 минут после взлёта в авиадиспетчерскую аэропорта Нерюнгри поступил сигнал «ОПАСНО». Угонщикам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал им через охранника за деньги один из друзей главаря угонщиков — 28-летнего Владимира Евдокимова. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла[2].
Также оказалось, что на 15 заключённых было всего 3 пары наручников. Террористы захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров (сержантов Сергея Борща (1965—2016), Валерия Варлыгу и Игоря Смурыгина), также захватив у них оружие.
В 08:10 19 августа рейс 4076 снова приземлился в Нерюнгри. Там террористы потребовали автоматы, рации и парашюты.
В 13:00 лайнер вылетел из Нерюнгри и в 15:45 приземлился в Красноярске, затем в 17:25 (после 1,5 часовой стоянки) рейс 4076 вылетел из Красноярска и в 20:45 приземлился в Ташкенте. Там у угонщиков произошла «смена власти» (вместо Владимира Евдокимова операцию по угону возглавил Андрей Исаков), а четверо из них, имевших нетяжкие статьи обвинения, в итоге предпочли сдаться властям и остаться в СССР; также угонщики отпустили 45 пассажиров. В 07:24 20 августа лайнер с оставшимися на борту 36 заложниками (7 членов экипажа и 29 пассажиров) и 11 угонщиками вылетел в Пакистан, где в 11:29 приземлился в Карачи. Над аэропортом Карачи лайнер кружил более 1,5 часов — местные власти отказывались принимать самолёт и даже угрожали сбить его силами ПВО. И только когда пилоты сообщили авиадиспетчерам, что у них заканчивается авиатопливо, им разрешили посадку. Прямо в аэропорту Карачи угонщики были арестованы и помещены в тюрьму.
Дальнейшие события
В сентябре 1990 года состоялся суд. 11 террористов были приговорены Верховным судом Пакистана к смертной казни. В октябре один из угонщиков повесился, другой месяц спустя умер от теплового удара, третий вскоре также совершил самоубийство. В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение.
В мае 1991 года МИД СССР подал прошение о выдаче террористов. В прошении было отказано. Угонщики сами подавали апелляции о возвращении их в СССР вплоть до его распада в декабре 1991 года. В июне 1992 года МИД России вновь подал прошение о выдаче уголовников и вновь был отказ. Только в сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана.
Двое угонщиков (уроженцев Украины) остались в Карачи, поскольку украинские власти не захотели иметь с ними дела; судьба одного из них неизвестна, а Максим Левченко после освобождения из тюрьмы вернулся на Украину (ныне проживает в Киеве). 6 угонщиков были выданы России[3], суд в Якутии вынес им максимально строгий приговор — 15 лет лишения свободы[4].
Дальнейшая судьба самолёта
Лайнер с изменённым номером рейса (SU-4077) вылетел из Карачи в 21:15 20 августа и в 23:40 приземлился в Ташкенте. 21 августа рейс 4077 вылетел из Ташкента в 15:50 и в 18:10 приземлился в Новосибирске. Затем самолёт вылетел из Новосибирска в 00:00 22 августа и в 03:10 вернулся в Нерюнгри.
Ту-154Б-2 борт СССР-85323 продолжил эксплуатироваться авиакомпанией «Аэрофлот». С 1993 по 1996 год (уже под б/н RA-85323) эксплуатировался Нерюнгринским ГАП. 19 августа 1996 года был куплен авиакомпанией «ЯкутАвиаТранс», с августа 1997 года находился в ней на хранении. В январе 2013 года был списан и разделан на металлолом.
В массовой культуре
- Киностудия МВД СССР в 1991 году сняла документальный фильм «Полёт за возмездием» по мотивам истории угона самолёта заключёнными (режиссёр Борис Байбаков)[2].
- В 2007 году телеканал НТВ снял документальный фильм «Воздушная тюрьма» из цикла «Следствие вели…».