Уваров, Александр Юрьевич

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Юрьевич Уваров
Дата рождения 1943(1943)
Страна  Россия
Научная сфера педагогика, кибернетика
Альма-матер Московский авиационный институт (1966)
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор
Известен как инициатор и идеолог цифровой трансформации школьного образования

Александр Юрьевич Уваров (род. 1943, Куйбышев) — доктор педагогических наук, профессор Высшей школы экономики, инициатор цифровой трансформации школьного образования.

Биография

Родился в 1943 году в Куйбышеве (ныне Самара). Окончил среднюю общеобразовательную школу №4 в г. Костино Московской области (1960). Окончил Московский авиационный институт (1966). После окончания института направлен на работу в «Лабораторию информационных процессов головного мозга» биолого-почвенного факультета МГУ, где занимался информационным моделированием решения задач. Приглашён во вновь созданную в НИИ общего и политехнического образования АПН СССР лабораторию «Количественных и инструментальных методов педагогических исследований» в отделе дидактики под руководством М. Н. Скаткина. Работал учителем в московской общеобразовательной школе № 165.

Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Информационное моделирование как метод дидактических исследований» (1971).

Руководитель лабораторией НИИ общей педагогики АПН СССР (с 1972). Присвоено учёное звание «Старший научный сотрудник» (1977).

В середине 1970-х годов Уваров доказывает неизбежность широкого проникновения компьютеров в образование[1]. В середине 1980-х (после принятия программы внедрения информатики и средств вычислительной техники в среднем образовании) Уваров участвует в её осуществлении в качестве начальника управления информатики Минпроса СССР[2]. Уваров вместе с академиком А. П. Ершовым работал над первой концепцией информатизации образования[3][4].

После упразднения Министерства просвещения СССР (1988) Уваров работает под руководством академика А. П. Ершова, затем академика Е. П. Велихова, руководит лабораторией «Телекоммуникации в образовании» в Научном Совете по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР. Под руководством Уварова выполнен первый в нашей стране эксперимент по практическому использованию Интернета в школе[5].

Проректор Университета Российской академии образования (2000―2003), ведёт курс по новым педагогическим технологиям[6], участвует в российско-американском проекте «Гражданское образование для жителей информационного века»[7].

Возвращается на работу в Российскую академию наук (с 2004). Является руководителем экспертно-аналитического центра проекта «Информатизация системы образования» в Национальном фонде подготовки кадров, активно сотрудничает с Федеральным институтом развития образования.

Преподавательская работа:

  • 1969 – 1973 учитель математики и программирования в школе №165 г. Москвы;
  • 1988 – 1993 доцент кафедры математического анализа Московского городского заочного педагогического института (МГЗПИ);
  • 1995 – 1998 доцент кафедры информатики факультета кибернетики Московского инженерно-физического института (МИФИ);
  • 1998 – 2003 доцент кафедры педагогических технологий Университета Российской академии образования (УРАО).

Автор и соавтор более 200 опубликованных работ по проблемам дидактики, разработки учебных программ, педагогического дизайна, использования ИКТ в образовании[8]. Среди его основных публикаций статьи:

  • О построении оптимальных обучающих последовательностей, в кн. "Проблемы совершенствования методов дидактических исследований", Изд. НИИ общей педагогики АПН СССР, г. Москва, 1974
  • ЭВМ на пути в школу // Информатика и образование, №1 1986
  • Чему учить на уроках информатики // Информатика, № 1(194), 1999
  • Гражданское образование для жизни в информационном обществе // Труды УРАО, №1, 2001. (Совместно с М. Ханингтоном)
  • Информатизация школы и трансформация учебных курсов // Информатика и образование, № 7 - 8, 2004
  • Информатизация школы на пути к модели «1:1» // Информатика и образования, №2, 2009.
  • О ключевых составляющих трансформации школы при переходе к индивидуализированной системе образовательной работы // Образовательная политика №2, 2011
  • Ориентиры образовательных реформ и информационные технологии // «Образовательная политика»», № 1 2012.
  • Российская школа и ИКТ: облачные вычисления // Информатика, №1, 2014.
  • Развитие ИКТ- насыщенной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование, № 8 (257), 2014.

Среди опубликованных книг:

  • Учебные телекоммуникационные проекты в классе, изд. БГПУ, Барнаул, 1996
  • Электронный учебник: теория и практика. Изд. УРАО, М.:1999
  • Кооперация в обучении: групповая работа в классе. Изд. МИРОС, М.: 2001.
  • О построении модели процесса информатизации школы. Изд. РФРДПО, М.: 2006 (Совместно с Г.М. Водопьяном)
  • Распространение инновационных учебно-методических материалов. Изд. Университетская книга, М.: 2008 (Совместно с Г.М. Водопьяном)
  • Телекоммуникация, образование, профессионализм. Изд. Логос, М.: 2008. (Совместно с Н. В. Никитиным).
  • Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Изд. «НексПринт», М.: 2010. (Совместно с А.Г. Асмоловым, А.Л. Семеновым)
  • Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. Изд. «Бином. Лаборатория Знаний», - М:, 2011.
  • О развитии естественнонаучного образования в западных странах. Изд. ВЦ РАН, М.: 2013

Государственные награды:

Участие в научно-педагогических сообществах:

  • Международный эксперт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,
  • Член редакционной коллегии журнала “Образовательная политика”,
  • Научный руководитель школьных экспериментальных площадок Федерального института развития образования (ФИРО),
  • Член ученых советов ФИРО и Московского городского педагогического университета,

Профессиональные интересы:

  • Информатизация образования,
  • педагогический дизайн,
  • образовательная политика,
  • педагогические технологии,
  • распространение инновационных педагогических практик,
  • обучение информатике.

Литература

Ссылки

Примечания

  1. Работа «Перспективы внедрения ЭВМ в образование», в книге «Прогнозирование развития школы и педагогической науки» (1974).
  2. «ЭВМ на пути в школу» «Информатика и образование», №1 1986)
  3. «Информатика и образование», № 6 1988/
  4. «Перестройка образования и информатизация общества», в кн. Даридзе Т.М. (ред.) Прогнозное социальное проектирование, Изд. "Наука", г. Москва 1989.
  5. Проект Школьная электронная почта (1988―1992) отражены в книгах «Организация и проведение учебных Телекоммуникационных проектов» и «Учебные телекоммуникационные проекты в классе», изд. БГПУ, Барнаул, 1996.
  6. Книга «Кооперация в обучении: групповая работа», МИРОС, М.: 2001.
  7. Статья «Гражданское образование для жизни в информационном обществе» (Труды УРАО, №1, 2001) подготовлена вместе с американским педагогом Марком Ханингтоном в ходе выполнения российско-американского проекта «Гражданское образование для жителей информационного века».
  8. Профиль А. Ю. Уварова на сайте Московского педагогического государственного университета