Тюфин, Наум Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Наум Андреевич Тюфин
Дата рождения 1812(1812)
Место рождения Тобольская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 июня 1880(1880-06-15)
Компания Пароходная компания «Опыт»
Компания Торговый дом «Братья Тюфины»
Награды и премии

Медаль «За усердие» (1871)

Наум Андре́евич Тюфин (1812 — 15 июня 1880[1]) — томский и тюменский купец первой гильдии, владелец золотых приисков в Мариинском и Алтайском округе. Один из пионеров сибирского пароходства: построил пароходы «Основа» (183638[2]) и «Алмаз» (1858). Член пароходной компании «Опыт» (1859).

Биография

Наум Андреевич Тюфин родился в деревне на реке Тавде[3].

Пароход «Основа»

В июле 1834 года, решил взять за прототип своего будущего судна для перевозки товаров по Туре и Тоболу пароход «Выкса», принадлежавший его родственнику нижегородского купцу Сомову. В 1837 году, купив деревянное судно и подготовив его чертежи, он приехал в Нижний Тагил к известному горному инженеру Фотию Швецову с просьбой изготовить паровую машину для его будущего парохода[4]. Это был грузовой деревянный корабль, для того чтобы он случайно не перевернулся, к кожухам колёс привязывали брёвна-плавники, а по палубе от одного борта к другому катали тачку с грузом. Сам пароход строился в Туринской слободе, а паровую машину для него изготовили в Нижнем Тагиле. Выглядел со стороны пароход необычно: из трубы столбом летели искры, капитанская рубка отсутствовала, ручной штурвал представлял собой огромное горизонтальное колесо. Двигалось судно со скоростью пешехода.

В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник купец первой гильдии Никита Фёдорович Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по рекам Оби, Тоболу, Иртышу. Лишь в 1843 году этот пароход совершил до Тобольска свой первый грузовой рейс длиной 423 километра (397 верст), ведя баржу грузоподъёмностью 240 тонн (15 тыс. пудов). Альтернативное мнение[5] состоит в том, что Тюфин присоединился к пароходовладельцам только в 1850-х, а «Основу» построил сам Мясников.

В 1843 году новым владельцем парохода стал чиновник Главного Управления Западной Сибири Альфонс Поклевский-Козелл. После того, как в 1845 году он установил новую машину мощностью 60 л. с., изготовленную в Швеции, судно совершило пятидневный рейс в Тобольск.

Дальнейшая жизнь

Участвовал в строительстве парохода «Союз»[6], организовал его рейсы в Обскую губу, в Семипалатинск и по рекам Тавде, Сосьве, Лозьве в 1860—1863. Принадлежавший ему пароход «Алмаз» совершил первый рейс от Тюмени до Ачинска в 1865 году. Один из организаторов первых массовых пассажирских перевозок в 1870-е. Вместе с братьями входил в состав торгового дома «Братья Тюфины», разорившийся в 1884 году. Помощник тюменского городского головы (1867). Жертвовал в пользу Омского благотворительного общества (1873)[7][8].

Награды

За активную общественную деятельность награжден генерал-губернатором Западной Сибири Александром Петровичем Хрущевым от 1 июня 1871 года: "О награждении купца I гильдии Н. Тюфина за общественные заслуги медалью с надписью «За усердие»[9].

Примечания

  1. Юрий Зотин. Дом Тюфиных: назад в 1870-й. 72.ru (28 августа 2014). Дата обращения: 2019-03-10 .
  2. Головин Б. Д. История парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне: (крат. очерк). — Омск: Изд. газ. «Совет. Иртыш», 1947. — 28 с.
  3. Т. С. Мамсик, Т. С. Купеческая семья Тюфиных. — В: Личность в истории Сибири XVIII-XX веков // Новосибирск: Сборник биографических очерков. — 2007. — С. 95—106.
  4. Е.А. Ефременко, Е.П. Ермачкова. Становление западносибирского речного пароходства. www.zkm-nasledie.ru (27 марта 2018). Архивировано 6 февраля 2019 года.
  5. Ю. С. Зотин. Блеск и нищета нарратива // Лук & Чок. — Тюмень: «Издательство Юрия Мандрики», 2008. — Вып. 2. — С. 64-68. Архивировано 19 июля 2018 года.
  6. Н. М. Чукмалдин, К. Н. Высоцкий. Записка о плавании по реке Туре пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги. — Тюмень: Тип. К. Высоцкого, 1872.
  7. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. — Новосибирск: РИПЭЛ, 1998. — Т. 4, кн. 2. — 129 с. — ISBN 584060092X.
  8. Кочнев П.Ф. Жизнь на Большой Реке. Записки сибирского приказчика / Сост. Т.С. Мамсик. — Новосибирск, 2006.
  9. Приказы генерал-губернатора А. П. Хрущева с 1866—1872 гг. / ГАТО. — 1871. — № 26.