Тэйлор, Хаунд Дог

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хаунд Дог Тэйлор
Hound Dog Taylor
Основная информация
Имя при рождении Теодор Рузвельт Тэйлор
Дата рождения 12 апреля 1915(1915-04-12)
Место рождения Натчез (штат Миссисипи)
Дата смерти 17 декабря 1975(1975-12-17) (60 лет)
Страна  США
Профессии певец, гитарист, автор песен
Инструменты гитара, слайд-гитара
Жанры блюз

Хаунд Дог Тэйлор (англ. Hound Dog Taylor; настоящее имя Теодор Рузвельт Тэйлор, англ. Theodore Roosevelt Taylor; 12 апреля 1915, Натчез, Миссисипи, США — 17 декабря 1975, Чикаго, Иллинойс, США) — американский блюзовой гитарист, певец, автор песен.

Хаунд-Дог Тэйлор входит в пятёрку лучших слайд-гитаристов Чикаго — и блюза вообще. Он, наряду с Элмором Джеймсом, Робертом Найтгоком, Мадди Уотерсом и Джеем Би Хатто, сочетает в себе «дикий» и хаотичный дельта-блюз и городской чикагский блюз[1]. Влияние Хаунд-Дог Тэйлора ощущается в творчестве многих исполнителей блюза, как: Джорджа Торогуда, Сонни Ландрета, Вернона Рида, Сона Силза и других[2].

В 1984 году имя Хаунд-Дога Тэйлора торжественно внесено в Зал славы блюза[3].

Биография

Детство и юность

Теодор Рузвельт Тэйлор, названный так в честь президента Теодора Рузвельта, родился в штате Миссисипи в семье фермера Роберта Тэйлора и Делл Херрон с физическим недостатком: у него было по шесть пальцев на каждой руке. Детство у него не было счастливым — когда Тэйлору исполнилось 9 лет, отчим собрал его вещи в сумку и выгнал пасынка из своего дома[3], что и заставило его некоторое время жить со старшей сестрой.

Ещё с самого детства Тэйлор учился играть на пианино. Первую свою гитару он приобрёл в юности, однако серьёзно учиться игре начал лишь в 21 год[3]. Днём Теодор работал на ферме, а вечером играл на гитаре или на пианино в клубах и на вечеринках по всей дельте Миссисипи[2]. Несколько раз его приглашали принять участие в известном радио-шоу KFFA King Biscuit Flour в Вест-Хелена, Арканзас, где он играл с легендарными блюзменами Робертом Локвудом и Сонни Бой Уильямсоном II. В 1942 на Тэйлора осуществлено нападение расистской террористической организации Ку-Клукс-Клан из-за того, что он встречался с белой девушкой: остаток того дня он скрывался в дренажной канаве, — а на следующий день бежал в Чикаго, чтобы никогда больше в жизни в те земли не возвращаться[3].

Первые 15 лет в «городе ветров» Тэйлор работал на фабрике, мастерил телевизионные приёмники, а в свободное от работы время играл в барах гетто. Там он решил начать музыкальную карьеру, став блюзменом. Тогда же он изменил свой стиль игры: начал использовать технику слайда, где плавный переход от звука к звуку осуществляется благодаря прижиманию к струнам металлической пластины или горлышка бутылки. Несомненно, на такие изменения его вдохновила игра популярного слайд-гитариста Элмора Джеймса.

В те годы Тэйлор концертировал по всему городу и снискал благосклонность многих поклонников блюза, став местным любимцем. Примерно в это время он получил прозвище «Хаунд-Дог» (англ. hound dog — «гончий пёс», «охотник»). Однажды Тэйлор сидел в клубе, не сводя глаз с двух леди, и его друг, заметив это, назвал его «охотником», поскольку, по мнению второго, Тэйлор постоянно «охотился» на женщин. Прозвище прижилось[3]. Однажды вечером, будучи пьян, Тэйлор взял лезвие от бритвы и отрезал шестой палец на правой руке[3].

Hound Dog Taylor and the Houserockers

Хаунд-Дог начал постепенно подбирать музыкантов для собственной группы. В 1959 во время выступления в Вест-Сайде, Тэйлор познакомился с уроженцем Миссисипи гитаристом Брюэром Филлипсом, с которым играл впервые вместе: оба быстро стали друзьями — и создали группу «Hound Dog Taylor and the Houserockers», к которой присоединился ударник Леви Уоррен. В 1960 Хаунд-Дог записал первый сингл «Baby Is Coming Home» / «Take Five» на лейбле «Bea & Baby Records» — однако за пределами Чикаго успеха не имел. В 1961 Фредди Кинг прославился благодаря инструментальной композиции «Hideaway», который заключил, взяв за основу услышанную песню Тэйлора в ночном клубе. В 1962 студия Firma Records выпустила второй сингл Тэйлора «Christine» / «Alley Music», а следующий сингл «Watch Out» / «Down Home» вышел после пятилетнего перерыва, в 1967 на лейбле «Checker». Как и первый сингл, эти записи успеха не имели.

В 1965 году Леви Воррена заменил новый ударник Тед Харви. Харви и Тэйлор впервые познакомились в 1955 году, когда Тед играл вместе с Элмором Джеймсом; встретившись во второй раз на похоронах Джеймса в 1963 — после разговора с Тэйлором Тед решил присоединиться к «Hound Dog Taylor and the Houserockers». Таким образом в состав группы входили лишь три музыканта: Хаунд-Дог — гитара и вокал, Филлипс — бас-гитара (иногда играл на второй электрогитаре) и Тед — ударные. Поскольку Тэйлор был действительно одарённым слайд-гитаристом и боготворил играть «вживую», «The Houserockers» никогда не проводили репетиций перед выступлениями. Перед любым выступлением, Хаунд-Дог по традиции позволял себе один глоток виски, затем кружку пива: только после такого «ритуала» был готов играть. Так же и с участниками группы: начинали играть только выпив, любили выпить. Свой концерт Тэйлор начинал, как правило, с фразы: «Hey, let’s have some fun» (Эй, давайте немного повеселимся!). Группа обычно играла почти всю ночь — шести- или семичасовые выступления были нормой. В 1960-х Хаунд-Дог чаще всего выступал в баре «Флоренс-лаундж» в чикагской районе Саут-Сайд.

Сотрудничество с Alligator Records

В 1969 году Тэйлор познакомился с будущим продюсером Брюсом Иглауэром, человеком, на которого очень сильное впечатление произвёл талант музыканта. Иглауэр впервые заметил Тэйлора в ночном клубе «Eddie Shaw’s», где Хаунд-Дог выступал с другими блюзменами. Однако Иглауэру не случилось услышать игру Тэйлора вместе с «The Houserockers». И лишь через год, приехав в Чикаго, он наконец побывал на одном из выступлений группы. В то время «The Houserockers» получали мизерную зарплату: всего 45 долларов за каждый выступление. Иглауэр окончательно пригласил «The Houserockers» в студию — и тщетно пытался убедить директора «Delmark Records» Боба Кестера подписать с Тэйлором договор. Впрочем, не договорившись с Кестером, Иглауэр, который унаследовал 2500 тысяч долларов[уточнить], основал собственную студию звукозаписи и самостоятельно выпускал пластинки Хаунд-Дога: так и образовался новый лейбл Alligator Records[en].

Весной 1971 года началась работа над дебютным альбомом «Houserockers» в Чикагский студии «Sound Studios». Хаунд-Дог играл на японской электрогитаре, которую он приобрёл за 30 долларов, а также использовал усилители фирмы «Sears Roebuck». Не прошло и года, как альбом, выпущенный под названием «Hound Dog Taylor and the HouseRockers», стал одним из наиболее продаваемых блюзовых записей на независимом лейбле: только в первый год было продано 9000 копий. Альбом состоял из 12 композиций: восемь из них написал сам Тэйлор, три позаимствовал у своего кумира, легенды чикагского блюза Элмора Джеймса («Held My Baby Last Night», «Wild About You, Baby», «It Hurts Me Too») и одна песня была народной («44 Blues»). Популярность Тэйлору принесла песня «Give Me Back My Wig», кавер-версию которой записали немало музыкантов, каждый в своей манере. Наиболее известны версии Стиви Рэй Вона и Лютера Эллисона.

Альбом «Hound Dog Taylor and the Houserockers» принёс Хаунд-Догу широкую известность среди слушателей. Почти сразу после выпуска пластинки группа отправился в первое турне по стране, а затем пригласили его выступить в Австралии и Новой Зеландии вместе с Фредди Кингом, Санни Терри и Брауном Макги. По мнению многих музыкальных критиков «Hound Dog Taylor and the Houserockers» — это один из лучших слайд-гитарных альбомов всех времён[4]. Даже тогда свою традиционную концертную программу Тэйлор решил не изменять: продолжал петь те же песни и играть в том же стиле на своей дешёвой японской гитаре.

После выхода дебютного альбома на страницах известных и авторитетных музыкальных изданий (таких как «Rolling Stone» и «Guitar Player») — впервые начали появляться статьи о Хаунд-Доге Тэйлоре. А когда в 1973 вышел второй студийный альбом под названием «Natural Boogie» — слайд-гитара Тэйлора звучала увереннее и мощнее, чем когда-либо. Все 11 песен были записаны во время первой сессии в 1971 году в студии Sound Studios. В альбом, помимо собственных композиций Тэйлора, вошли кавер-версии двух песен Элмора Джеймса: динамичные гитарные буги «Hawaiian Boogie», «Talk To My Baby» и одна инструментальная работа Брюера Филлипса под названием «One More Time». В альбом вошла ещё одна из самых известных песен Тэйлора — «Sadie», которая, по словам продюсера Брюса Иглауэра, была первой песней написанной музыкантом[5]. Среди других популярных композиций — «Take Five», которая вышла синглом ещё в 1960 году. Самому Тэйлору этот альбом понравился больше чем предыдущий. Он получил множество одобрительных отзывов, а музыкант закрепил славу одного из ведущих блюзменов не только Чикаго, но и всей страны[6][7].

У каждого, кто любит чикагский блюз, должен быть этот альбом[8].

Последние годы жизни и смерть

С началом 1975 года — когда музыкант находился в зените славы и его записи продавались в большом количестве — Тэйлор решил записать живой альбом. В те времена, хотя Тэйлор и Филлипс дружили, они часто ссорились друг с другом, и порой эти ссоры перерастали в драки. Такая драка между Филлипсом и Хаунд-догом возникла в мае 1975 года, когда Филлипс с Саном Силзом заглянули в гости к Тэйлору. Филлипс обидел жену Тэйлора, и Хаунд-Дог, покинув комнату, впоследствии вернулся с винтовкой в руках. Целясь в диван, он дважды выстрелил в Филлипса — первая пуля попала ему в предплечье, а второй — в ногу гитариста. К счастью, Силз тут же выхватил оружие из рук Тэйлора, ранения оказались несерьёзными, и Филлипс быстро выздоровел. Однако здоровье самого Тэйлора, который был заядлым курильщиком, именно тогда значительно ухудшилось. В ноябре 1975 года Тэйлора госпитализировали из-за проблем с дыханием, а впоследствии у музыканта обнаружили рак лёгких.

В минуты перед смертью последняя просьба Тэйлора была выполнена: в больницу к нему пришёл Филлипс — и простил ему стрельбу, а на следующий день, 17 декабря, Тэйлор умер. Похоронили музыканта на кладбище Рествейл в городе Элсип, штат Иллинойс. На бронзовой надгробные плите Тэйлора изображена гитара и написана любимая фраза музыканта: «I’m Wit’cha, Baby …» («Я с тобой, милая…»).

В 1976 вышел живой альбом «Beware of the Dog», материал которого был записан во время двух концертов группы: 18 января 1974 года в Северо-западном университете в Эванстоне, штат Иллинойс и на выступлениях 22-24 ноября 1974 в клубе «Smiling Dog Saloon» в Кливленде, штат Огайо.

Некоторое время Брюер Филлипс и Тед Харви продолжали играть вместе, но впоследствии Филлипс решил начать сольную карьеру[9].

Дискография

Номерные альбомы

  • 1971 — Hound Dog Taylor and the HouseRockers
  • 1973 — Natural Boogie
  • 1976 — Beware of the Dog
  • 1982 — Genuine Houserocking Music
  • 1994 — Freddie’s Blues
  • 2004 — Release the Hound

Сборники

  • 1992 — Have Some Fun [live]
  • 1992 — Live at Joe’s Place
  • 1997 — Houserockin' Boogie
  • 1997 — Live at Florence’s
  • 1999 — Deluxe Edition
  • 1999 — Live in Boston

Примечания