Тэдзука, Осаму
Осаму Тэдзука | |
---|---|
яп. 手塚 治虫 | |
Дата рождения | 3 ноября 1928 |
Место рождения | Тоёнака (Япония) |
Дата смерти | 9 февраля 1989 (60 лет) |
Место смерти | Токио (Япония) |
Род деятельности | мангака, мультипликатор, сценарист, медик |
Награды и премии | |
Автограф | |
Осаму Тэдзука (яп. 手塚 治虫 Тэдзука Осаму, 3 ноября 1928 года, Тоёнака — 9 февраля 1989 года, Токио) — японский мангака, аниматор, доктор философии по специальности «медицина» (степень получил в Нарском префектурном медицинском университете в 1961 году).
Осаму Тэдзука внёс значительный вклад в дело становления манги и аниме. За свою карьеру он создал около 500 манг, за что был удостоен многих премий и наград. Тэдзуку часто называют «богом манги», поскольку именно его работы принесли соответствующим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука считается основателем современной японской манги. Он оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития. Многие художественные приёмы Тэдзука перенял у Уолта Диснея. Стиль Тэдзуки оказал влияние на многих художников-мангак того времени; некоторых из них он непосредственно обучал искусству рисования. Автор, по заявлению специалистов, был крайне трудолюбив и работал над своими произведениями практически непрерывно. Он был женат на Эцуко Окаде и имел троих детей.
Биография
Детство, ранние годы
Все дети были эвакуированы в соседние округа, поэтому вряд ли кто-либо обратил внимание на этот фильм после его выхода в свет. Я находился в холодном кинотеатре Сётикудза, непонятным образом уцелевшим после бомбёжек, и смотрел фильм. Я смотрел и был поражён настолько, что начал плакать. Его лирический характер и по-детски искренний настрой были подобны тёплому свету, освещающему мою иссохшую душу, лишённую надежды и мечты. Тогда я поклялся, что когда-нибудь создам собственные анимационные фильмы.
Осаму Тэдзука родился 3 ноября 1928 года в городе Тоёнака, префектура Осака[2]. Он был старшим из троих детей в семье[3]. Своё детство он провёл в городе Такарадзука. Его отец увлекался фотографией и был поклонником кино; имея дома кинопроектор, он часто демонстрировал семье зарубежные фильмы, в частности, американские мультипликационные короткометражные фильмы и фильмы Чаплина[2][4][5]. Мать же очень любила театр Такарадзука, особенностью которого было то, что все роли исполнялись женщинами.
Тэдзука унаследовал от родителей оба увлечения. С детства Тэдзука познакомился с достижениями мировой культуры, в том числе и российской, и с наиболее популярной довоенной японской мангой: Norakuro, Bouken Dankichi, Kasei Tanken. Он также был поклонником творчества Уолта Диснея и Макса Флейшера; дома он часто смотрел мультфильмы о Микки Маусе и коте Феликсе[6][5]. Ещё одним увлечением мальчика было чтение романов. Он любил научно-фантастические работы писателя Дзюдзо Унно, а также романы «Война и мир» Льва Толстого и «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. С 11 лет он начал носить очки[7]. Будучи школьником, он создал экспериментальный мультфильм, прокрутив три сотни заранее заготовленных рисунков через проектор[8]. Когда юный Тэдзука начал проявлять интерес к рисованию, родители оказывали ему поддержку в его начинаниях, хотя надеялись, что в будущем мальчик пойдёт по стопам отца и станет врачом[3][9].
Рисовать комиксы автор начал во время Второй мировой войны, которая оказала огромное влияние на его творчество[10][11]. В своих первых работах он, будучи увлечённым энтомологией, подписывался именем «Осамуси» (рус. «жужелица, большой жук»)[комм. 1][3][5]. Увлечение насекомыми нашло своё отражение и в последующих работах мангаки — в них он часто изображал большое количество бабочек, кузнечиков, стрекоз, мух и других насекомых[10][12].
В 1944 году Тэдзука был мобилизован на производство асбестового шифера для военных целей[13]. После войны он начал активно участвовать в деятельности театра Такарадзука, в частности, писал короткие истории для поклонников театра[14]. В 1945 году Тэдзука попал на просмотр анимационного фильма Momotarou: Umi no Shinpei, который произвёл на него настолько сильное впечатление, что он решил стать аниматором. Однако в Осаке у него не было такой возможности, к тому же профессия аниматора в послевоенной Японии считалась бесперспективной. Тогда Тэдзука решил пойти другим путём и стать мангакой[9][15][16]. Впоследствии Тэдзука писал о том, что данный фильм привлёк его не столько своей тематикой (он не поддерживал идею создания анимационных фильмов в целях пропаганды), сколько качеством анимации[17]. Тяжёлые послевоенные годы развили в юноше стремление к миру и уважение любой формы жизни[18].
Начало карьеры
В период 1944-1945 гг. Тэдзука рисовал мангу Shouri no Hi Made, которая так и не была опубликована. В ней автор изобразил героев популярных американских и японских комиксов, участвующих в войне[19]. Первая профессиональная манга Тэдзуки — четырёхкадровая Maachan no Nikkicho (1946), имевшая значительный успех у читательской аудитории[3][20][21]. Манга Тэдзуки Shin Takarajima, опубликованная в 1947 году, достаточно быстро принесла известность автору и особенно привлекла внимание юных читателей[4][5]. В этот период Осаму Тэдзука обучался на медицинском факультете Осакского университета, который успешно закончил в 1958 году, а в 1961 году защитил кандидатскую диссертацию в Нарском префектурном медицинском университете, однако в дальнейшем по своей медицинской специальности не работал[3][5][22][23]. Тэдзука также занимался рисованием манги, известной как «акахон» (рус. «красные книги»), в которой использовались преимущественно одноцветные чернила, а на обложках доминировал ярко-красный или оранжевый цвет[24]. Первые послевоенные годы он впоследствии вспоминал как период наибольшей свободы для художественных деятелей в Японии[25]. В период с 1948 по 1951 год автор написал свою научно-фантастическую трилогию: Lost World, Metropolis и Next World[26]. Он рассказывал, что при работе над мангой Metropolis основывался на собственных знаниях об одноимённом фильме Фрица Ланга, хотя сам фильм он не смотрел[27]. В период начала своей профессиональной карьеры (1946-1947 гг.), опасаясь, что издательства сочтут его слишком молодым и не будут относиться к его работам всерьёз, Тэдзука прибавил себе два года, сообщая, что родился не в 1928, а в 1926 году[комм. 2][28].
Дальнейшая карьера
В 1952 году Тэдзука переехал в Токио, так как среди столичных издательств значительно возрос спрос на его работы, а сам автор обычно принимал поступающие ему предложения от редакций журналов[5][29]. В Токио к нему приезжали учиться многие ставшие впоследствии известными мангаки: Сётаро Исиномори, Абико Мотоо, Хироси Фудзимото и др.[5][30]. Они же помогали ему в различных рутинных задачах, таких как заполнение тёмных пространств в иллюстрациях, рисование рамок на страницах и т. п. Таким образом, Тэдзукой была заложена система, при которой над мангой работают основной автор и несколько его ассистентов[31]. В период 1951—1952 гг. Тэдзукой для журнала Manga Shonen были нарисованы японские варианты комиксов о Бэмби и Пиноккио[32]. В период с 1953 по 1966 год Тэдзука с перерывами рисовал мангу Ribbon no Kishi, ставшую одной из первых работ жанра «сёдзё». Позднее автор рассказывал, что создать это произведение ему помогло увлечение театром Такарадзука[33].
4 октября 1959 года Тэдзука женился на Эцуко Окаде[34]. От этого брака у него впоследствии родился сын Макото, ставший впоследствии режиссёром, и две дочери — Румико и Тико[22][35].
В 1960 году по мотивам манги Тэдзуки Gokuu no Daibouken студией Toei Animation был снят полнометражный анимационный фильм Saiyuki; автор непосредственно принимал участие в работе над фильмом[5][23]. Для него это был первый опыт работы над коммерческим анимационным фильмом[36]. Осаму Тэдзука был недоволен тем, что американские мультсериалы пользуются в Японии бо́льшей популярностью, чем аниме. Желая исправить эту ситуацию, он в 1961 году организовал анимационную студию Tezuka Osamu Production, год спустя переименованную в Mushi Production[комм. 3][5][38]. Тэдзука ставил своей целью создание как коммерческой, так и экспериментальной анимации[38]. В 1962 году на студии было создано экспериментальное полнометражное аниме Aru Machikado no Monogatari, которое, однако, не принесло автору ожидаемого успеха[37]. А в 1963 году начался выпуск культового аниме-сериала Tetsuwan Atom, созданного по одноимённой манге Тэдзуки и имевшего колоссальный успех. Идею создания телесериала по мотивам данной манги Тэдзуке предложил Юсаку Сакамото, один из режиссёров фильма Aru Machikado no Monogatari, в надежде на то, что сериал станет первым прибыльным творением студии[5][39]. В том же году художник впервые посетил США, где уже начался показ сериала Tetsuwan Atom. Свои впечатления от поездки он позднее отразил в автобиографической манге Gachaboi Ichidaiki[40]. В 1965 году на студии Mushi Production был снят цветной сериал Jungle Taitei. Тэдзука также заложил основы эротических аниме, выпустив фильмы Senya Ichiya Monogatari и Cleopatra[5]. В 1967 году он организовал выпуск ежемесячного журнала COM[41]. Помимо рисования манги и работы над анимацией Тэдзука писал статьи о комиксах, кинофильмах, театре, образовании, музыке и на другие темы[40][18].
В 1968 году вышел телесериал Vampire студии Mushi Production, в котором сочеталась анимация и съёмки живых актёров. В коммерческом плане этот экспериментальный сериал оказался провальным[42]. В том же году Тэдзука организовал издательскую компанию Tezuka Productions, ставшую позднее анимационной студией[43]. В 1969 году была издана книга Осаму Тэдзуки «Учебный курс манги»[44]. Благодаря Тэдзуке с середины 1960-х годов аниме-сериалы приобрели такую популярность среди зрителей, что те начали постепенно терять интерес к игровому кино. Создавались новые аниме-студии, среди которых были Tokyo Movie Shinsha и Tatsuno Production[45]. В 1970 году Тэдзука покинул пост руководителя Mushi Production. Впоследствии он стал проявлять интерес к некоммерческой анимации[5]. В этот же период Тэдзука начал создание ещё одной манги под названием Buddha — авторской интерпретации биографии Будды[46]. С 1981 по 1983 год художник рисовал детективную мангу Nanairo Inko, где каждая глава была создана по мотивам какого-либо литературного произведения: «Кукольный дом», «Пигмалион», «Ревизор», «На дне» и др.[47][48]. В 1984 году Тэдзука выпустил полнометражное аниме Bagi, the Monster of Mighty Nature[49]. Ещё одной его важной работой стала манга Hi no Tori, которую он создавал с 1967 по 1988 год[50][51].
Поздние годы, смерть
Осаму Тэдзука был первым президентом Ассоциации японской анимации[43][52]. Начав лысеть, Тэдзука стал носить берет, ставший одной из отличительных черт мангаки. В 1989 году, в возрасте 60 лет, Тэдзука скончался от рака желудка[5]. Даже в последние дни своей жизни он продолжал рисовать[18][53]. На следующий день после его смерти в газете «Асахи симбун» была опубликована статья, призывающая молодых художников продолжить дело Тэдзуки[54]. В 1994 году в городе Такарадзука, где он вырос, открылся музей его памяти, а в 1997 году были выпущены марки, посвящённые Тэдзуке[5].
Стиль, тематика и влияние
Осаму Тэдзука заимствовал многие художественные приёмы у Уолта Диснея[комм. 4], но вместе с тем он выработал свой собственный художественный стиль, вобравший в себя традиции японского изобразительного искусства и отличающийся от американской мультипликации[57][58]. Тем не менее в ранние годы творчества Тэдзука тратил много времени, чтобы воспроизвести в своих работах стиль Диснея[59]. Кроме того, на творчество Тэдзуки оказали влияние Макс Флейшер, а также японские художники-предшественники, такие как Рюити Ёкояма, Суихо Тагава и Нобору Осиро[32]. Сам Тэдзука рассказывал, что американские комиксы оказали существенное влияние на его раннее творчество[60]. Работы Тэдзуки значительно отличались от другой послевоенной манги. Они обладали более детальной и развитой сюжетной линией и имели бо́льший объём. Осаму Тэдзука также внедрил в технику рисования манги новые художественные приёмы, ранее характерные для съёмок кинолент: крупный план, смена ракурсов, оптические эффекты. Использование этих приёмов создавало у читателя ощущение, что он смотрит кинофильм. Впоследствии этот метод получил название «кинематографического». Тэдзука же начал записывать звуковые эффекты буквами и использовать подчёркивание движения в кадре[61][62][63]. Благодаря применению этих приёмов прославилась его манга Shin Takarajima[5].
Несмотря на внедрение подобных нововведений, после работы над мангой Shin Takarajima Осаму Тэдзука перешёл к более простой методике в целях экономии средств и времени[64]. Своим персонажам автор обычно рисовал большие глаза, а женских персонажей предпочитал изображать с большими блестящими глазами, как, например, в манге Ribbon no Kishi[комм. 5][65][66]. Произведения Тэдзуки известны позитивным настроем и затрагиваемыми в них гуманистическими темами, например, ценностью жизни[4][20]. Кроме того, сам Тэдзука называл жизнь главной темой всех своих работ[51]. Автор в своих мангах затрагивал достаточно разнообразный круг тем: наука, история, религия, космические исследования и другие[33]. Он же стал основоположником многих новых на тот момент жанров манги, среди которых научная фантастика, фэнтези и триллер[9][47]. В своей манге Tetsuwan Atom автор затронул тему социальных прав роботов[67]. Особое внимание в некоторых его работах уделялось временному аспекту. Например, в манге Jungle Taitei главный персонаж-львёнок со временем взрослеет и становится взрослым львом[58]. Тэдзука также разработал так называемую «звёздную систему», которая заключалась в том, что созданные автором персонажи были своего рода актёрами, игравшими разные роли в разных произведениях. Так, например, созданные им Мустатио, профессор Отяномидзу, Ламп и Хаммег фигурируют во многих работах Тэдзуки, часто под другими именами[14]. Другой отличительной особенностью стиля Тэдзуки стало использование повторяющихся визуальных шуток; например, внезапно появлялся не фигурирующий в основном сюжете произведения персонаж, говорил или делал что-либо забавное, а затем сразу же исчезал[68][69]. Стиль Тэдзуки оказал влияние на таких художников, как Мото Хагио, Хитоси Ивааки, Фудзико Фудзио, Лэйдзи Мацумото, Томоко Танигути и многих других[5][11][70]. Работы Тэдзуки использовались в качестве учебного материала для японских начальных школ[71]. В честь автора были названы учреждённая компанией Shueisha награда Тэдзуки[72] и культурная премия Осаму Тэдзуки от «Асахи симбун»[73].
Работая в области анимации, Тэдзука ориентировался на малобюджетные фильмы, веря в то, что зрителя следует привлекать оригинальными и интересными сюжетами, а не дорогостоящими съёмками. Он выдвинул концепцию «ограниченной анимации», которая заключалась в том, что тщательно прорисовывались только основные сцены фильма, тогда как персонажи, фон, пейзаж и т. п. детально не прорисовывались, что позволяло экономить производственные и финансовые ресурсы. Во многом это была вынужденная мера, так как в 1960-е годы на развитие анимации выделялся малый объём средств[74]. Тэдзука ввёл в обиход «банк анимации» — коллекцию стандартных кадров, которые использовались в одной ленте множество раз[33]. Он также предложил сделать ставку не на полнометражные фильмы, а на телесериалы; тем самым он надеялся повторить успех американской студии Hanna-Barbera. Эта идея была поддержана владельцами телекомпаний, так как аниме-сериалы обеспечивали приток телезрителей[37]. Нововведения Осаму Тэдзуки были взяты на вооружение индустрией японской анимации и стали стандартной практикой при создании аниме[33][47][75].
Работы
Осаму Тэдзука за свою жизнь создал около 500 произведений манги[30][76] (по другим данным — около 600—700)[3][18] и около 60 анимационных фильмов и сериалов[18]. К наиболее значительным его мангам относятся следующие[3][5][77]:
Название | Период выпуска |
---|---|
Maachan no Nikkicho | 1946 |
Shin Takarajima | 1947 |
Metropolis | 1949 |
Jungle Taitei | 1950—1954 |
Nextworld | 1951 |
Rock Boukenki | 1952—1954 |
Tetsuwan Atom | 1952—1968 |
Tsumi To Batsu | 1953 |
Ribbon no Kishi | 1953—1956, 1958, 1963—1966 |
Kenichi Tantei Chou | 1954—1956 |
Tonkaradani | 1955 |
Zero Man | 1959—1960 |
Captain Ken | 1960—1961 |
Shinsengumi | 1963 |
Big X | 1963—1966 |
W3 | 1965—1966 |
Magma Taishi | 1965—1967 |
Vampires | 1966—1969 |
Dororo | 1967—1968 |
Hi no Tori | 1967—1988 |
Chikyu o Nomu | 1968—1969 |
Umi no Triton | 1969—1971 |
Aporo no Uta | 1970 |
Alabaster | 1970—1971 |
Fushigi na Melmo | 1970—1972 |
Yakkepachi no Maria | 1970 |
Ayako | 1972—1973 |
Microid S | 1973 |
Black Jack | 1973—1983 |
Buddha | 1974—1984 |
Mitsume ga Tooru | 1974—1978 |
Unico | 1976—1979 |
MW | 1978 |
Adolf Ni Tsugu | 1983—1985 |
Hidamari no Ki | 1983—1987 |
Neo Faust | 1987 |
Ludwig B. | 1987 |
Gringo | 1987—1989 |
Награды
Осаму Тэдзука за свои работы удостоился многих премий и наград[4][40], среди которых орден Священного Сокровища, премия манги Shogakukan, премия манги Коданся.
- 1958 год — премия манги Shogakukan за манги Manga Seminar on Biology и Biiko-chan[78][34]
- 1967 год — премия Офудзи Нобуро за аниме Tenrankai no E[22]
- 1977 год — премия манги Коданся за манги Black Jack и Mitsume ga Tooru[79]
- 1984 год — премия манги Shogakukan за мангу Hidamari no Ki[78][80]
- 1986 год — премия манги Коданся за мангу Adolf Ni Tsugu[79]
- 1989 год — орден Священного Сокровища (посмертно)[81]
- 1990 год — премия Министерства образования Японии[82][83]
- 2004 год — премия Айснера за мангу Buddha[84]
- 2005 год — премия Айснера за мангу Buddha[85]
- 2009 год — премия Айснера за мангу Dororo[86]
- 2014 год — премия Айснера за мангу The Mysterious Underground Men[87]
Оценки творчества
Осаму Тэдзука, заложивший основы современных аниме и манги, их эстетики и техники создания, а также внёсший значительный вклад в их популяризацию, получил прозвище «бог манги»[комм. 6][4][5][53][76][90]. Именно Тэдзуку принято считать основателем современной японской манги[комм. 7][4]. Некоторые специалисты полагали, что Тэдзука за свой вклад в индустрию манги должен был быть награждён Нобелевской премией по литературе[18]. Исследователями отмечалось трудолюбие автора — начиная с 1950-х годов и до смерти Тэдзука не переставая работал над своими произведениями и придумывал новые идеи[3][28][92]. Временами он спал по 3-4 часа в сутки, а остальное время уделял работе[33]. При этом коллега Тэдзуки по студии Mushi Production Юсаку Сакамото рассказывал, что тот никогда не выглядел сонным[93]. Сам Тэдзука сообщал, что за свою карьеру написал более 150 000 страниц комиксов[76][94]. Многие мангаки, начинавшие свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, боготворили Тэдзуку[95]. После его смерти газета «Асахи симбун» заявила, что именно Осаму Тэдзука стал главной причиной популярности манги в Японии[96].
Фредерик Шодт говорил, что в Японии Тэдзука стал одним из величайших людей XX века и в средствах массовой информации его иногда сравнивали с Леонардо да Винчи[97]. Продуктивность мангаки он обозначил как «практически сверхчеловеческую», а самого Тэдзуку называл «крайним перфекционистом»[98]. Шодт также говорил, что Тэдзука, подобно губке, впитывал в себя влияние всего того, чем восхищался, будь то романы, фильмы или художественные стили[32]. Говоря о написанных Тэдзукой сюжетах, Шодт отмечал, что автор «создавал истории на достаточно непростые темы, пытаясь сделать с комиксами то, что другие уже сделали с литературой»[99]. Журналист и кинокритик Борис Иванов назвал Тэдзуку «великим мангакой», который «был и остаётся величайшим мастером японских комиксов». При этом он отмечал, что Тэдзука не ставил перед собой задачи заработать на своих произведениях, и несмотря на то, что многие его экспериментальные проекты не имели коммерческого успеха, он не прекращал над ними работать[5]. Доктор исторических наук Елена Катасонова называет Тэдзуку реформатором, благодаря которому послевоенная манга начала представлять собой принципиально новый культурный продукт[20]. Она также высказала мнение, что реализовать свой талант Тэдзуке помогло отсутствие в послевоенной Японии жёсткой цензуры[30]. Схожее мнение о реформаторстве высказывала и Дени Кавалларо[53]. Сюзанна Филиппс утверждала, что именно Тэдзука сыграл решающую роль в становлении послевоенной манги, а Пол Граветт высказался, что «без Тэдзуки бум манги в послевоенной Японии был бы немыслим»[18][94]. Положительно о художнике отозвался и Рэймонд Беттс, назвавший Тэдзуку виртуозом своего дела[100]. Марк Шиллинг говорил о том, что Тэдзука, несмотря на свой дружелюбный характер, достаточно ревниво относился к успеху других мангак, даже если те являлись его помощниками. Так, однажды в письме поклонникам Тэдзука осудил работу своего бывшего ассистента Сётаро Исиномори, чем сильно его расстроил[33]. Зависть Тэдзуки вызвал также успех комиксов «гэкига» в период 1960-х годов; вместе с тем автор перенял особенности данного стиля и для своих работ[101].
Комментарии
- ↑ В записи псевдонима автор использовал кандзи 虫 (рус. «насекомое») и 治 (своё настоящее имя). По-японски его псевдоним записывался как 治虫[10].
- ↑ Правда о его дате рождения вскрылась сразу после его смерти[28].
- ↑ Название студии обыгрывает один из символов кандзи (虫), который встречается в записи имени Осаму Тэдзуки[37].
- ↑ В связи с этим исследователи зачастую называли стиль рисования Тэдзуки «диснеевским»[55][56].
- ↑ Большие глаза персонажей впоследствии стали одной из отличительных черт японской анимации[65].
- ↑ Встречаются также варианты «отец японской анимации»[88] и «дедушка манги и аниме»[89].
- ↑ Вместе с тем среди японских учёных мнение о Тэдзуке, как о центральной фигуре в истории манги, является спорным[91].
Примечания
- ↑ Schodt, 2007, pp. 58—59.
- ↑ 2,0 2,1 Schodt, 2007, p. 24.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Esaak, Shelley. Artists in 60 Seconds: Tezuka Osamu (англ.). About.com. Дата обращения: 17 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 MacWilliams, 2008, p. 35.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 Иванов, 2001, с. 357—364.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 24, 57.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 24—25.
- ↑ Schodt, 2007, p. 57.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Petersen, 2011, p. 175.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Schodt, 2007, p. 26.
- ↑ 11,0 11,1 Katzenstein, Shiraishi, 1997, p. 237.
- ↑ Marran, Christine L. The Metamorphic and Microscopic in Tezuka Osamu's Graphic Novels (англ.) // Mechademia : журнал. — 2013. — Vol. 8. — P. 73—85. — doi:10.1353/mec.2013.0014.
- ↑ Schodt, 2007, p. 28.
- ↑ 14,0 14,1 Schodt, 2007, p. 52.
- ↑ Иванов, 2001, с. 46, 49.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 78—79.
- ↑ Schodt, 2007, p. 58.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 Gravett, 2004, p. 24.
- ↑ Schodt, 2007, p. 27.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 Катасонова, 2012, с. 76.
- ↑ Schodt, 2007, p. 22.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 About Tezuka Osamu > History > 1960s (англ.). tezukaosamu.net. Дата обращения: 29 июля 2014. Архивировано 8 сентября 2012 года.
- ↑ 23,0 23,1 Schodt, 2007, p. 62.
- ↑ Schodt, 2007, p. 18.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 30—31.
- ↑ Cavallaro, 2007, p. 139.
- ↑ Brown, 2006, p. 87.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Patten, 2004, p. 197.
- ↑ Schodt, 2007, p. 45.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 Катасонова, 2012, с. 80.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 45—46.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 Schodt, 2007, p. 44.
- ↑ 33,0 33,1 33,2 33,3 33,4 33,5 Schilling, 1997, pp. 263—268.
- ↑ 34,0 34,1 About Tezuka Osamu > History > 1950s (англ.). tezukaosamu.net. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
- ↑ Makoto TEZUKA (англ.). Anime News Network. Дата обращения: 14 июня 2015.
- ↑ Schodt, 2007, p. 63.
- ↑ 37,0 37,1 37,2 Катасонова, 2012, с. 115.
- ↑ 38,0 38,1 Schodt, 2007, p. 64.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 65, 68.
- ↑ 40,0 40,1 40,2 Onoda Power, 2009, p. 4.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 39.
- ↑ Иванов, 2001, с. 63.
- ↑ 43,0 43,1 Clements, McCarthy, 2006, p. 651.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 78.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 116.
- ↑ Brenner, 2007, p. 11.
- ↑ 47,0 47,1 47,2 Леонов В.Ю. Творчество Осаму Тэдзуки как ключевой компонент формообразования манга // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : журнал. — 2013. — № 6 Ч.1. — С. 104—106. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Rainbow Parakeet (manga) (англ.). Anime News Network. Дата обращения: 20 июня 2015. Архивировано 5 июля 2015 года.
- ↑ Bagi, the Monster of Mighty Nature (movie) (англ.). Anime News Network. Дата обращения: 21 сентября 2015. Архивировано 23 октября 2015 года.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 7.
- ↑ 51,0 51,1 Godart, G. Clinton. Tezuka Osamu's Circle of Life: Vitalism, Evolution, and Buddhism (англ.) // Mechademia : журнал. — 2013. — Vol. 8. — P. 34—47. — doi:10.1353/mec.2013.0005.
- ↑ Retrospective Osamu Tezuka (англ.) (недоступная ссылка). International Animation Festival Hiroshima. Дата обращения: 10 июня 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ 53,0 53,1 53,2 Cavallaro, 2007, p. 71.
- ↑ Schodt, 2007, p. vii.
- ↑ Schodt, 2007, p. 48.
- ↑ Kovacs, Marshall, 2011, p. 60.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 79.
- ↑ 58,0 58,1 Brenner, 2007, p. 7.
- ↑ Schodt, 2007, p. 43.
- ↑ Holmberg, Ryan. Tezuka Osamu and American Comics (англ.). The Comics Journal (16 июля 2012). Дата обращения: 19 октября 2014. Архивировано 18 октября 2014 года.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 76—77.
- ↑ Schodt, 2007, p. 23.
- ↑ Brenner, 2007, pp. 6—7.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 77.
- ↑ 65,0 65,1 Gray, 2010, p. 67.
- ↑ Goldstein, Lisa; Phelan, Molly. Are You There God? It's Me, Manga: Manga as an Extension of Young Adult Literature (англ.) // Young Adult Library Services : журнал. — 2009. — Vol. 7, no. 4. Архивировано 18 мая 2015 года.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 50.
- ↑ Onoda Power, 2009, p. 77.
- ↑ Vollmar, Rob. Dark Side of the Manga: Tezuka Osamu's Dark Period (англ.) // World Literature Today : журнал. — 2012. — Vol. 86, no. 2. Архивировано 5 января 2016 года.
- ↑ Power, Scott, 2004, p. 122.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 43.
- ↑ Osamu Tezuka Awards (англ.). Comic Book Awards Almanac. Дата обращения: 20 июня 2015. Архивировано 29 сентября 2018 года.
- ↑ 朝日新聞社 -手塚治虫文化賞 - The Tezuka Osamu Cultural Prize (яп.). «Асахи симбун». Дата обращения: 20 июня 2015. Архивировано 7 апреля 2012 года.
- ↑ Катасонова, 2012, с. 114.
- ↑ Иванов, 2001, с. 193.
- ↑ 76,0 76,1 76,2 Schodt, 2007, p. 16.
- ↑ Perper, Cornog, 2011, pp. 174—175.
- ↑ 78,0 78,1 小学館漫画賞: 歴代受賞者 (яп.). Shogakukan. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 29 сентября 2007 года.
- ↑ 79,0 79,1 Kodansha Manga Award (англ.). Comic Book Awards Almanac. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 16 августа 2007 года.
- ↑ About Tezuka Osamu > History > 1980s (англ.). tezukaosamu.net. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
- ↑ 萩尾望都先生が紫綬褒章を受章 (яп.). hagiomoto.net. Дата обращения: 13 июня 2015. Архивировано 15 июня 2015 года.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 44.
- ↑ TEZUKA Osamu and Tezuka Productions (англ.) (недоступная ссылка). tezukaosamu.net. Дата обращения: 28 июня 2015. Архивировано 12 сентября 2015 года.
- ↑ 2004 Will Eisner Comic Industry Awards (англ.). Comic Book Awards Almanac. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 7 февраля 2012 года.
- ↑ 2005 Will Eisner Comic Industry Awards (англ.). Comic Book Awards Almanac. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 7 февраля 2012 года.
- ↑ 2009 Eisner Awards Winners (англ.). Comic-Con. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 28 июля 2009 года.
- ↑ Osamu Tezuka's The Mysterious Underground Men Wins Eisner Award (англ.). Anime News Network (26 июля 2014). Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 29 июля 2014 года.
- ↑ Patten, 2004, p. 165.
- ↑ Brenner, 2007, p. 305.
- ↑ Onoda Power, 2009, p. 3.
- ↑ Perper, Cornog, 2011, p. 26.
- ↑ Schodt, 2007, p. x.
- ↑ Schodt, 2007, p. 68.
- ↑ 94,0 94,1 MacWilliams, 2008, p. 68.
- ↑ Schodt, 2007, p. 49.
- ↑ Power, Scott, 2004, p. 121.
- ↑ Schodt, 2007, p. viii.
- ↑ Schodt, 2007, pp. 16, 46.
- ↑ Choo, Kukhee. Visual Evolution across the Pacific: The Influence of Anime and Video Games on US Film Media (англ.) // Post Script : журнал. — 2009. — Vol. 28, no. 2. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Betts, 2004, p. 59.
- ↑ MacWilliams, 2008, p. 69.
Литература
- на русском языке
- Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 396 с. — ISBN 5-901631-01-3.
- Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах : очерки современной японской массовой культуры. — М.: Восточная литература, 2012. — 357 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036522-3.
- на английском языке
- Betts R. F. A History of Popular Culture: More of Everything, Faster and Brighter. — Routledge, 2004. — 192 p. — ISBN 978-1-13-459839-7.
- Brenner R. E. Understanding Manga and Anime. — Greenwood Publishing Group, 2007. — 356 p. — ISBN 978-0-31-309448-4.
- Brown S. T. Cinema Anime. — Palgrave Macmillan, 2006. — 256 p. — ISBN 978-1-40-398308-4.
- Cavallaro D. Anime Intersections: Tradition and Innovation in Theme and Technique. — McFarland, 2007. — 209 p. — ISBN 978-0-78-643234-9.
- Clements J. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 / Jonathan Clements, Helen McCarthy. — 2-е изд. — Stone Bridge Press, 2006. — 867 p. — ISBN 978-1-93-333010-5.
- Gravett P. Manga: 60 Years of Japanese Comics. — Laurence King Publishing, 2004. — 176 p. — ISBN 978-1-85-669391-2.
- Gray G. Cinema: A Visual Anthropology. — Berg, 2010. — 192 p. — ISBN 978-1-84-788760-3.
- Katzenstein P. J. Network Power: Japan and Asia / Peter J. Katzenstein, Takashi Shiraishi. — Cornell University Press, 1997. — 416 p. — ISBN 978-0-80-148373-8.
- Kovacs G. Classics and Comics / George Kovacs, C. W. Marshall. — Oxford University Press, 2011. — 288 p. — ISBN 978-0-19-979236-8.
- MacWilliams M. W. Japanese Visual Culture: Explorations in the World of Manga and Anime. — M.E. Sharpe, 2008. — 352 p. — ISBN 978-0-76-561602-9.
- McCarthy H. The Art of Osamu Tezuka: God of Manga. — Ilex Press, 2009. — 272 p. — ISBN 978-0-8109-8249-9.
- Onoda Power N. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga. — University Press of Mississippi, 2009. — 219 p. — ISBN 978-1-60473-220-7.
- Patten F. Watching Anime, Reading Manga: 25 Years of Essays and Reviews. — Stone Bridge Press, 2004. — 383 p. — ISBN 978-1-88-065692-1.
- Perper T. Mangatopia: Essays on Manga and Anime in the Modern World / Timothy Perper, Martha Cornog. — ABC-CLIO, 2011. — 254 p. — ISBN 978-1-59-158908-2.
- Petersen R. S. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives. — ABC-CLIO, 2011. — 274 p. — ISBN 978-0-31-336330-6.
- Power D. Cultural Industries and the Production of Culture / Dominic Power, Allen J. Scott. — Routledge, 2004. — 280 p. — ISBN 978-1-13-432974-8.
- Schilling M. The Encyclopedia of Japanese Pop Culture. — Weatherhill, 1997. — 343 p. — ISBN 978-0-83-480380-0.
- Schodt, Frederik L. The Astro Boy essays : Osamu Tezuka, Mighty Atom, and the manga/anime revolution. — Stone Bridge Press, 2007. — 248 p. — ISBN 978-1-933330-54-9.
Ссылки
- tezukaosamu.net (англ.). Tezuka Productions. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 17 апреля 2016 года.
- Родившиеся 3 ноября
- Родившиеся в 1928 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Тоёнаке
- Умершие 9 февраля
- Умершие в 1989 году
- Умершие в Токио
- Мультипликаторы по алфавиту
- Мультипликаторы Японии
- Мультипликаторы XX века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы Японии
- Сценаристы XX века
- Учёные по алфавиту
- Медики по алфавиту
- Медики Японии
- Медики XX века
- Кавалеры ордена Священного сокровища 3 класса
- Выпускники Осакского университета
- Лауреаты премии Айснера
- Дизайнеры персонажей аниме
- Сценаристы аниме
- Художники-иллюстраторы Японии
- Умершие от рака желудка
- Осаму Тэдзука
- Лауреаты премии Асахи