Туотило

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Туотило
англ. Tuotilo
Основная информация
Дата рождения около 850
Место рождения Ирландия (?), по другой версии Германия (Алемания)
Дата смерти около 915
Место смерти Санкт-Галлен
Страна Ирландия, Франкское королевство
Профессии композитор
Годы активности 870915
Инструменты арфа
Жанры музыка для католического богослужения (григорианский хорал)

Туотило, также Туотилон, Тотило (лат. Tuotilo, Tutilo, около 850, Ирландия или Германия — 28 марта или 27 апреля, 915 или 913, Санкт-Галлен) — бенедиктинский монах, насельник Санкт-Галленского монастыря, поэт, художник, скульптор, музыкант. В монастыре Святого Галла почитался литургически в XIIIXVIII веках[1] (как полагает часть исследователей[2], был местным святым, почитание которого не выходило за пределы родного монастыря). Традиция описывает Туотило как универсального человека — задолго до того, как это понятие сформировалось в эпоху Возрождения[3].

Биография

План монастыря Святого Галла, X век

Сведения о жизни и деятельности Туотило по большей части базируются на единственном (и недостоверном) источнике — хронике «Casus sancti Galli» Эккехарда.

По одной версии, Туотило родом из Ирландии; по другой — германского происхождения. Как говорят, Туотило был высоким и крепко сложенным мужчиной. Всегда веселый и в хорошем расположении духа, он был всеобщим любимцем. Он получил образование в монастыре Святого Галла, изучал музыку у Изо и Марцелла, преподавателей в монастырской школе. Согласно Эккехарду, Туотило был другом Ноткера (Notker Balbulus), с которым вместе учился музыке.

В монастырских документах упоминаются его должности и почетные обязанности в монастырской братии (в восходящем порядке):

  • Presbyter, 30 марта 895 года.
  • Cellerarius, 2 июля 898 года.
  • Sacratarius, 902 год.
  • Hospitarius, 27 апреля 913 года.

Туотило был религиозным поэтом и композитором (сочинитель псалмов), архитектором , художником-миниатюристом, скульптором, механиком. Туотило был хорошим оратором, обладал хорошо поставленным музыкальным голосом, был отличным резчиком по дереву и кости. Как и большинство монахов монастыря Святого Галла, он был умелым музыкантом-инструменталистом, современники отмечают его мастерство игры на арфе. Помимо этого, он преподавал музыку подросткам из аристократических семей. Современники отмечали, что он свободно владел древними языками и мог проповедовать как на латинском, так и на греческом языках. Его главными занятиями, однако, были музыка и живопись. Он сочинял песнопения, которым сам же аккомпанировал на арфе. Будучи весьма известным человеком своего времени, он часто по просьбе и с разрешения своего аббата ездил в отдаленные места. Одной из его знаменитых скульптур был образ Пресвятой Богородицы для собора в Меце, утверждали, что это подлинный шедевр. Современные искусствоведы приписывают Туотило сохранившийся до нашего времени оклад Evangelium Longum, который говорит о необычайном мастерстве своего создателя (резчика по слоновой кости). Он был математиком и астрономом-любителем, утверждали, что он создал «астролябию» или «планетарий», который показывал движение планет. Туотило был похоронен в часовне Святой Екатерины в Санкт-Галлен, которая впоследствии была переименована в честь него. Его праздник отмечается в католической церкви 28 марта.

Исторические свидетельства

Вставка из слоновой кости в переплет Evangelium Longum, приписываемая Туотило.
Ранняя копия диптиха Туотило из слоновой кости к Evangelium longum, хранится в Lapidarium St. Gallen.

Автор истории монастыря Святого Галла Эккехард IV Санкт–Галленский подробно описывает личность Туотило, который производил неизгладимое впечатление на всех, кто его знал:

«Туотилон же был хорош и полезен совсем по-иному, человек, который мускулами и всеми членами тела был таким, каких Фабий рекомендовал выбирать атлетами. Он был красноречив, имел звучный голос, был искусен в резьбе и мастером в живописи; музыкант, как и его товарищи, он, однако, превосходил всех игрой на различных струнных инструментах; ведь он обучал даже сыновей сановников игре на струнных инструментах, в месте, установленном аббатом. Искусный предвещатель далекого и близкого, в зодчестве и других своих занятиях преуспевающий, умел он слагать стихи на обоих языках и к тому был одарен природой; и в серьезном, и в шутке столь изящен, что наш Карл как-то упрекнул того, кто человека с подобным дарованием сделал монахом. Но при всем том был он, что важней прочего, в обществе деятельным, в уединении склонным к слезам; наделенный даром слагать стихи и мелодии, он был целомудрен, как истинный ученик Марцелла, который перед женщинами опускал глаза».

Эккехард. История монастыря Св. Галла[4]

Широко была известна в IXX веках следующая легенда[5]: Когда Туотило работал в Меце над изображением Девы Марии, двое паломников пришли к нему, когда он вырезал статую Богородицы и попросили милостыню. Он сунул деньги в их руки, и когда они вышли из комнаты, где он работал, то сказали священнослужителю, который проходил мимо, «Боже, благослови! Что за человек, который был так милостив к нам сегодня? А кто сестра его? Эта дама дивной красоты, которая вручила ему свои зубила и научила его, как их использовать?» Священнослужитель поразился их словам, он только что расстался с Туотило и не видел такую даму. Итак, он вернулся, и увидел, что они описали [саму Деву Марию, которую паломники приняли за сестру]. Впоследствии паломникам показывали надпись «Этот объект святой был высечен самой Святой Марией», которая была вырезана рядом с позолоченным венчиком, где Туотило оставил простую плоскую поверхность.

Он был склонен к весьма своеобразным проделкам, вызывавшим раздражение церковного руководства, но заставлявшим рядовых монахов уважать его за принципиальность и силу характера:

«Был у этих трех неразлучных [Ноткер, Туотило и еще один монах — Ратперт] обычай: в ночной перерыв между хвалебными песнопениями собираться, с разрешения аббата, в скриптории и проводить сравнение сочинений, которые для подобного часа более всего подходили. И вот Синдульф [монастырский доносчик, ненавидимый монахами], зная о часе и об их собеседованиях, однажды ночью тайком подкрался к застекленному окну, у которого сидел Туотилон, и, прижав ухо к стеклу, стал подслушивать, не удастся ли чего-нибудь подхватить, что бы он мог, извратив, передать епископу. Его заметил Туотилон, человек непреклонный и полагавшийся на силу своих мускулов, и сказал товарищам по-латыни, чтобы тот ничего не понял и мог оставаться скрытым: "Этот здесь и прижался ухом к окну. Ты, Ноткер, так как ты робок, вернись в церковь. Ты же, мой Ратперт, возьми плеть братьев, что висит в зале собраний, и подбеги с той стороны, потому что я, лишь только заслышу твои шаги, мгновенно распахну окно, схвачу его за волосы и, притянув с себе, буду крепко держать. А ты, душа моя, проникнись мужеством, будь твердым и накажи его плеткой изо всех сил, пусть бог покарает его!" Тот послушно вышел, ибо всегда был весьма строг к дисциплине, схватил плеть и, быстро подбежав, изо всех сил стал осыпать ударами спину человека, голова которого была втянута внутрь помещения. И вот Синдульф, отбиваясь руками и ногами, поймал вскинутую плеть и крепко зажал её, но Ратперт, схватив замеченную поблизости розгу, стал наносить ему сильнейшие удары. А этот, после того как уже жестоко был наказан и напрасно молил о пощаде, сказал: "Я вынужден звать на помощь", — и завопил во весь голос».

Эккехард. История монастыря Св. Галла[6]

.

Музыкально-поэтическое творчество

Туотило Санкт-Галленскому приписывают (Э. Г. Рюш) сочинение нескольких тропов, в том числе: «Quoniam Dominus Jesus», «Omnipotens genitor», «Gaudete et cantate». Эккехард приписывал ему ещё ряд распевов, в том числе тропы «Omnium virtutum gemmis» и «Hodie cantandus est»; фрагмент хроники, содержащий «музыкально-поэтические» атрибуции Туотило, вероятно, испорчен, поскольку описывает литургическое использование этих пьес явно неправильно[7]. Поздняя (XVI века) атрибуция Туотило в рукописи CH-SGs 456 тропированного Kyrie «Cunctipotens genitor» неверна[8].

Примечания

  1. Святые и блаженные на Catolik.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано 14 декабря 2012 года.
  2. Hugh O'Reilly. Tuotilo, the Monk of St. Gall. Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  3. Eggenberger Ch. Tuotilo // Lexikon des Mittelalters. Bd.8. München, 1997, S.1095.
  4. Эккехард. История монастыря Святого Галла. Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  5. Hugh O'Reilly Tuotilo, the Monk of St. Gall. Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  6. - Эккехард. История монастыря Святого Галла. Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  7. Planchart A.E. Tuotilo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  8. Planchart. Op.cit.

Литература

  • Е.М. Браудо. Всеобщая история музыки. Том 1. До конца XVI Столетия. ПГ., 1922. Глава 5.
  • Wald, Ernest De. Notes on the Tuotilo Ivories in St. Gall. The Art Bulletin, 1933
  • Rüsch E.G. Tuotilo: Mönch und Künstler. St. Gallen, 1953.
  • Poeschel E.. Die Kunstdenkmäler des Kantons St. Gallen. Teil 3: Die Stadt St. Gallen. Basel, 1961.
  • Music and musicians in medieval Irish society , Ann Buckley , pp. 165–190, Early Music XXVIII, no.2, May 2000
  • Music in Prehistoric and Medieval Ireland , Ann Buckley , pp. 744–813, in A New History of Ireland , volume one, Oxford, 2005
  • Mantuani, Josef. Tuotilo und die Elfenbeinschnitzerei am "Evangelium longum" (= cod. nr. 53) zu St. Gallen. Strassburg, 2012, ISBN 978-5-8827-5627-6

Ссылки