Туманов, Алексей Тихонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Туманов Алексей Тихонович
Место рождения с. Большое,
Вологодский уезд,
Вологодская губерния,
Российская империя
Место смерти Москва
Научная сфера материаловедение (разработка сплавов для авиационной и ракетно-космической техники)
Место работы ЦАГИ (1934—1936), завод № 156 (1936-1938), ВИАМ (директор с 1938 года)
Альма-матер Московский электромашиностроительный институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание член-корреспондент АН СССР
Награды и премии
Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1957 Орден Ленина — 1966 Орден Октябрьской Революции — 1971
Орден Трудового Красного Знамени — 1949 Орден Дружбы народов  — 1975 Орден Красной Звезды  — 1941 Орден «Знак Почёта»  — 1960
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Сталинская премия — 1946 Государственная премия СССР — 1967

Алексе́й Ти́хонович Тума́нов (19091976) — советский учёный-материаловед, специалист в области разработки авиационных материалов. Лауреат Сталинской премии второй степени и Государственной премии СССР. Генерал-майор инженерно-технической службы (1944)[1].

Биография

Родился 1 (14 февраля) 1909 года в селе Большое Вологодской губернии (ныне — в Вологодский район, Вологодская область) в многодетной крестьянской семье.

Окончил Московский электромашиностроительный институт в 1934 году (в 1933 году переименован в Московский электротехнический институт связи). В 1932—1934 годах работал инженером-конструктором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где занимался проектированием отдельных блоков в системе электрического питания крыльев самолета. С 1934 по 1936 год Туманов А. Т. был заместителем начальника конструкторской группы ЦАГИ по электрическому оборудованию самолетов. В 1936—1938 годах работал инженером-конструктором, начальником цеха, директором завода № 156 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР[2].

После ареста в январе 1938 года директора Всесоюзного института авиационных материалов Народного комиссариата оборонной промышленности СССР (ВИАМ) Сидорина И. И. Туманов А. Т. был назначен на эту должность, в которой проработал до 1951 года.

В 1941 году вышло в свет «Руководство для конструкторов», раздел которого «Авиационные материалы» был подготовлен Тумановым совместно с Кишкиным С. Т. В том же году Туманов А. Т. был награжден орденом Красной Звезды.

В 1951 году, в период «борьбы с космополитизмом» был освобожден от должности директора ВИАМ с формулировкой «за засорение кадров»[3]. В 1951—1952 годы Туманов А. Т. работал начальником филиала Центрального института авиационного моторостроения, в 1952—1955 годы — начальником Научно-исследовательского института № 1 Министерства авиационной промышленности СССР[2] (ныне — НИЦ им. М. В. Келдыша).

В 1955 году вернулся на должность начальника ВИАМ, где работал до конца своей жизни. В этот период ВИАМ под руководством Туманова А. Т. приступил к работам по созданию новых конструкционных материалов, в том числе сплавов титана.

Научные достижения

Обладал незаурядными организаторскими способностями, в возрасте 28 лет возглавил опытный завод ОКБ (завод № 156).

К несомненным заслугам А. Т. Туманова относится постановка комплексных исследований по разработке, оперативному освоению и началу применения в самолетостроении широкой номенклатуры неметаллических полимерных материалов конструкционного и вспомогательного назначений с необходимым привлечением научного потенциала Академии наук СССР и мощностей химической промышленности СССР. После окончания войны и изучения достижений трофейной германской авиационной и ракетной техники специалисты авиапрома с удивлением обнаружили существование в Германии целой группы авиационных материалов на полимерной основе, отсутствующих в СССР[4]. К ним, в первую очередь, относились: высокопрочные органические стёкла для реактивной авиации, стеклопластики, пенопласты и пенорезины[5], полиуретановые клеи[6], радиопрозрачные и радиопоглощающие материалы, включавшие в себя, в том числе, названные материалы в качестве составляющих компонентов, а также ряд других. В предвоенные годы ВИАМ благодаря творческой направленности его отцов-основателей — металлургов И. И. Сидорина, С. Т. Кишкина, Н. М. Склярова и Г. В. Акимова стал, в значительной степени, «прометаллическим», при этом неметаллические материалы фактически занимали второстепенное положение и концентрировались, главным образом, на древесине и бакелитовой фанере.

Для преодоления этого отставания уже в 1945 году на территории бывшего завода фибровых баков по Доброслободской улице были организованы две новых лаборатории: Лаборатория конструкций из пластмасс (31-я), и Лаборатория пластмасс (32-я). Для работы в лабораториях были привлечены энергичные организаторы и талантливые ученые-химики М. В. Соболевский, К. А. Андрианов, А. А. Берлин, успевший познакомиться с немецкими технологиями полимеров в Германии в 1945 году, Сокаллы и ряд других. Их усилиями уже во второй половине 1940-х годов были созданы принципиально новые для отечественного авиапрома материалы — стеклоармированные пластики, термопластичные древопластики, пенополимеры, различные типы клеев и адгезивов. Для испытаний указанных материалов приказом А. Т. Туманова в 1950 году была организована Лаборатория испытаний неметаллических материалов (11-я), руководить которой был назначен инженер Б. И. Паншин, позднее ставший доктором технических наук.

А. Т. Туманов уделял особое внимание разработке перспективных неметаллических материалов для авиационной техники, в частности, ориентированных органических стекол для кабин высокоскоростных самолетов, теплостойких полимеров. Наладил разработку и промышленное в городе Обнинске производство композиционных материалов на полимерной основе для авиационной промышленности. Организовал в Москве, Самаре, Обнинске, Воскресенске и в Батуми несколько крупных филиалов ВИАМ[7].

Под руководством Туманова были разработаны: обтекатели антенн радиолокационных станций с оболочками из стеклопластиков и пенопластом-заполнителем, теплостойкие прозрачные стекла для остекления реактивных самолетов, материалы для изготовления панелей интерьеров пассажирских самолетов, материалы и технологический процесс окраски истребителей МИГ-25[2]. А. Т. Туманов являлся организатором работ по созданию материалов для атомной энергетики, в частности по созданию тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) — тонкостенных труб из алюминиевого сплава — для первого промышленного атомного реактора, также для двигателя атомохода «Ленин».

Туманов активно участвовал в новых разработках для ракетно-космической техники. Под его руководством были созданы сплавы и материалы на полимерной основе для подавляющего большинства отечественных ракет стратегического назначения, а также системы воздух-земля, воздух-воздух и других, принимал самое непосредственное участие в разработке материального облика новой космической техники. Являлся автором и соавтором 43 авторских свидетельств и четырех патентов на материалы для авиационной и космической техники.

Был членом президиума научно-технического совета Министерства авиационной промышленности, заместителем председателя Научного совета АН СССР по конструкционным материалам (1972), занимался редактированием статей Большой советской энциклопедии.

В 1957 году Туманову А. Т. была присвоена учёная степень кандидата технических наук без защиты диссертации. В 1961 году ему была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации[2].

Профессор (1969). Член-корреспондент АН СССР (1970).

Память об А. Т. Туманове

В коллективе ВИАМ помнят об Алексее Тихоновиче как ученом-новаторе, поддерживавшим самые передовые направления в науке. А еще вспоминают его благожелательность, порядочность, внимание к сотрудникам[8], высокий уровень интеллекта, умение создать благоприятный климат в коллективе. В мифологию института вошли его принципиальность и бескомпромиссность, он умел отстаивать свои убеждения, особенно в дискуссиях с партийными чиновниками. Злопамятство одного из них (заведующего отделом военной промышленности ЦК КПСС) стало причиной смертельного инфаркта А. Т. Туманова[9].

Именем Туманова назван Ступинский техникум.

Частная жизнь

Жена — Туманова Надежда Георгиевна, 1921 года рождения. Сын Владимир 1941 года рождения, кандидат технических наук с 1971 года, начальник сектора, работал в ВИАМ до 1990 года.

Адреса в Москве

  • С 1938 года проживал в доме по адресу Большая Грузинская улица, д. 36, кв. 58. Дом руководящих сотрудников Наркомата оборонной промышленности СССР, 1936 года постройки по проекту архитектора Ю. Ф. Дидерикса.
  • С 1943 по 1976 год проживал в доме по адресу ул. Горького, 43 (ныне 1-я Тверская-Ямская ул., 13). Жилой дом руководящих работников авиапрома постройки 1943 года, архитекторы З. Розенфельд, В. Орлов, Д. Алексеев.
Могила на Кунцевском кладбище

Похоронен на Кунцевском кладбище.

Почётные звания, награды и премии

Примечания

  1. Туманов Алексей Тихонович // Авиация. Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. — Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 590. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Туманов Алексей Тихонович на сайте isaran.ru. Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 30 октября 2016 года.
  3. В это время решением специальной комиссии ЦК КПСС из ВИАМа были уволены 18 сотрудников-евреев. Источник: Д. А. Соболев. Репрессии в советской авиапромышленности // ВИЕТ, 2000. Архивная копия от 12 ноября 2008 на Wayback Machine
  4. Организация ОТБ по изучению немецкой авиационной науки и техники.. Дата обращения: 11 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
  5. В частности названные материалы следующих марок: ипорка, тронал, мольтопрен, бунашаум и другие.
  6. Полиуретановый клей Полисталь (нем. Polystal) для склеивания разнородных материалови и пластмасс.
  7. При последующих руководителях большая часть филиалов была отпущена в свободное плавание.
  8. Используя связи в Бауманском райкоме партии, членом которого он состоял, А. Т. Туманов организовал выделение для сотрудников ВИАМа участков в лучших районах Подмосковья под строительство дачи для детского сада ВИАМ в Катуарах (1950), пионерского лагеря ВИАМ в Ступино на Оке (1956), базы отдыха в Конаково (1973).
  9. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». — Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X

Литература

Перов Б. В., Шалин Р. Е. Организатор и творец авиационного материаловедения // Созвездие. Кн. 3. М., 2005.