Трубы пароперегревателя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Разрез котла паровоза. Оранжевым цветом обозначены трубы пароперегревателя.

Трубы пароперегревателя паровоза — U-образные трубы проходящие внутри жаровых труб, служащие для перегрева пара.

В 18901900 в котлах стали устанавливать первые пароперегреватели, которые поначалу имели ленточную конструкцию (пар нагревался за счёт поверхностей, закреплённых на дымогарных трубах). Впоследствии конструкция пароперегревателей претерпела серьёзные изменения. Их стали размещать в самом котле (Пилота—Слуцкого) или в дымовой коробке[1] (Кленча, Лопушинского), но такие конструкции не получили распространения. Более удачными оказались конструкции, где нагревательные элементы пароперегреватля (U-образно согнутые трубки) размещались в отдельных трубах, называемых жаровыми[1].

В последующем трубы пароперегревателя получили распространение и в других видах техники и оборудования. Различных паровых машинах, тепловых электростанциях, отопительных системах, некоторых типах ядерных реакторов.

Трубы пароперегревателя работают в тяжёлых условиях из-за высокой температуры и давления перегретого пара и подвергаются коррозии. При повышении рабочей температуры стойкость металла в отношении воздействия на него окружающей среды уменьшается. Углеродистые стали при температурах до 450—500 С имеют достаточную стойкость, при температурах выше 530 С начинается их окисление, которое может проходить как с внутренней, так и с наружной поверхности труб и носит название соответственно — пароводяной коррозии и окалинообразования. Оба процесса представляют собой интенсивное окисление металла труб кислородом с образованием закиси — оксида железа (Fe3O4), плёнка которой не является устойчивой и не предотвращает дальнейшего окисления металла труб при высоких температурах. Части труб получившие при холодной обработке остаточную деформацию, или с наибольшими напряжениями — больше всего подвержены коррозии[2]. Чтобы не допустить перегорания труб, на время растопки котла пароперегреватель заполняют чистой водой или пропускают через него пар, который берут из соседних работающих котлов[3].

Литература

  • Левин В.И., Липов Ю.М., Селезнев М.А., Сыромятников В.М. Пароперегреватели котельных агрегатов. — М.: "Энергия", 1965.
  • Энергетические установки электростанций / Э. П. Волков, В. А. Ведяев, В. И. Обрезков; Под ред. Э. П. Волкова.-М. : Энергоатомиздат, 1983.
  • ГОСТ 3099-46

Примечания

  1. 1,0 1,1 Herbert Rauter, Günther Scheingraber, 1991: Preußen-Report. Band 2: Die Schnellzuglokomotiven der Gattung S 1 — S 11. Hermann Merker Verlag , ISBN 3-922404-16-2, ss. 85-89.
  2. Предупреждение аварий паровых котлов / Баранов П. А. Год издания: 1991 Издат.:Энергоатомиздат Страниц: 272 ISBN 5-283-00003-6 / ст. 236
  3. Коммунальные и бытовые отопительные котельные / Бугай И. П.; Год издания: 1973 Страниц: 224 Киев Издат. :Будiвельник ст.84