Трохимчук, Василий Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Андреевич Трохимчук
В мастерской скульптора на фоне работы «Врата истории. Врата современности» (медь, гальванопластика; 1989 г.). Фото около 1988 г.В мастерской скульптора на фоне работы «Врата истории. Врата современности» (медь, гальванопластика; 1989 г.). Фото около 1988 г.
Дата рождения 30 октября 1949(1949-10-30)
Место рождения Ушомир, Житомирская область, УССР, СССР
Дата смерти 28 сентября 1998(1998-09-28) (48 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Гражданство СССР, Россия
Жанр скульптура
Учёба Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной

Василий Андреевич Трохимчу́к (30 октября 1949 — 28 сентября 1998) — скульптор-монументалист, член Союза художников СССР.

Биография

Родился 30 октября 1949 года на Украине — в небольшом селе Ушомир Коростенского района Житомирской области. После окончания средней школы и службы в армии он в 1970—1974 годах учится на художественно-графическом факультете Одесского педагогического института им. К. Д. Ушинского. С четвертого курса института уходит и поступает в Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной на отделение монументальной скульптуры. В 1982 году молодой специалист, выпускник знаменитого училища едет по распределению в Омск. Заявку на молодых специалистов сделали представители архитектурного управления сибирского города, которые лично приехали в Ленинград, чтоб рассказать, какая ожидает молодых специалистов большая и интересная работа. И в 1982 году ряды омских художников пополнили сразу несколько выпускников прославленного училища.

В Омске молодой скульптор сразу же включился в большую самостоятельную творческую деятельность и за 14 лет (в Ленинград он вернётся за два года до своей кончины) создаёт немало прекрасных работ. Широко известные следующие его станковые произведения: «Большой хоккей» (1987; работа над ним велась и в монументальном исполнении — в Омском художественно-промышленном комбинате; изготовление скульптурной композиции было прервано на стадии медных выколоток по объемной модели из гипса), «Вечность» (1987), «Муза Врубеля», «Грусть», портрет Ф. М. Достоевского (1995), проекты памятника Ф. М. Достоевскому и памятника 5-й Армии (1983). Под командованием Тухачевского 5-я армия в 1919 г. освободила Омск от белогвардейцев. За данную работу автор был отмечен дипломом. Но главными в творчестве художника стали монументальные скульптурные произведения, которые преобразили облик центральных площадей сибирского города.

Творчество

Оформление портала (входных ворот) нового здания Омского исторического музея «Врата истории. Врата современности» (медь, гальванопластика; 1982 г.) стало его первой серьёзной работой. Впервые на практике предстояло ему показать все, чему его научили. Проект состоял из десятков самостоятельных фрагментов, которые требовалось органично внести в общий вид портала. Каждый элемент-квадрат представлял собой отдельную картину на ту или иную тему. Его герои: шахтёры, врачи, учёные — все вместе символизируют историю нашей страны.[1]

Одновременно молодой скульптор принимал участие во всевозможных творческих конкурсах и неоднократно награждался дипломами лауреата. Так, в 1983 году им выполнен монументальный рельеф «История связи», который можно увидеть в центральном зале Омского почтамта. Однако самой крупной и значимой работой скульптора стал его проект архитектурно-скульптурного решения нового здания Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.[2]

Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина

По главному фасаду в нишах установлены восемь скульптур высотой 3,5 м из кованой воронёной меди. Это фигуры видных деятелей России, которые олицетворяют тысячелетнюю историю нашего отечества: основатель русской государственности Ярослав Мудрый, лидер духовного обновления Руси Сергий Радонежский, символ достижений древнерусской живописи Андрей Рублёв; великие представители российской науки, искусства, технического прогресса — Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов, М. Н. Глинка, К. Э. Циолковский. Образ А. С. Пушкина, чьё имя и носит библиотека, стал центральной фигурой этого скульптурного пантеона. Фигуры Александра Пушкина и Андрея Рублева были созданы автором проекта В. А. Трохимчуком. Ленинградские скульпторы М. М. Ершов, Л. Я. Калибаба, В. И. Ерёмин ваяли остальные шесть. В металле фигуры были выполнены в Ленинграде на художественно-производственном комбинате им. М. Тореза. Их изготовление велось методом выколотки из листовой меди по объемной модели из гипса. Освящение и установка скульптур на фронтоне здания состоялось весной 1993 года.

Боковой фасад здания библиотеки украшает рельеф. В нем не отражены конкретные исторические события, это уже скорей философский рассказ автора об истории человечества. Центром композиции стал образ Вселенской матери. Справа и слева выделяются своими размерами фигуры Икара и Атланта. Фигуры эти выполнены в самом крупном масштабе, и тем самым подчеркивается особое место этих мифологических героев в истории человечества. Размеры остальных фигур (а их около сотни) зависят от значимости того или иного персонажа.[3] Рельеф (протяженность его 30 метров) был выполнен в глине (в лепке принимал участие ленинградский скульптор В. А. Ерёмин; художник-исполнитель по металлу А. Р. Иванов) и переведён в металл[4] в Ленинграде на художественно-производственном комбинате им. М. Тореза. В разобранном состоянии (11 секций) рельеф был доставлен по железной дороге в Омск и уже на месте монтировался под руководством автора. Половину своего рабочего времени при выполнении данного заказа проводил скульптор в Ленинграде, не прерывая связующую нить с нашей культурной столицей, которая для него стала родным домом: тут он женился, здесь родились у него двое детей — дочь и сын.

Памятный знак «Держава». 1997

Памятный знак «Держава», установленный в Омске в августе 1997 года, стал своеобразным прощанием скульптора с Омском. Шар, похожий на пушечное ядро (диаметром 7 метров), подчеркивает историческую значимость места, где установлен памятник: тут в 1716 г. был заложен Бухольцем первый камень при основании Омской крепости. Из-за дефицита средств памятный знак не был завершен в полном объеме: металл заменили стеклопластиком, а рельеф по его периметру — росписью. Ещё по проекту планировались особая подсветка памятника и особое обустройство территории вокруг него, но и без этих решений памятный знак преобразил пространство площади, придал ей торжественное звучание. Можно добавить, что в какой-то степени Памятный знак «Держава» символизирует не только исторический подвиг Бухольца, но и творческий путь самого автора, который буквально ворвался в культурную жизнь Омска и оставил свой след в облике центральных улиц города и в сердцах омичей — почитателей его таланта.

В 1996 году скульптор уезжает в Санкт-Петербург и преподаёт в родном училище. Но этот этап его жизни оказался недолгим: неизлечимая гипертония, от которой страдал мастер, стала причиной инсульта. Член Союза художников СССР (1985 год), скульптор В. А. Трохимчук скончался 28 сентября 1998 года. Похоронен в Санкт-Петербурге. В г. Пушкин на могиле его установлен высокий деревянный крест.

Работы

Портал Омского исторического музея

Станковые работы

  • Страсти Моисея. Серия из семи листов. 1980. Бумага, тушь.
  • Большой хоккей. 1987.
  • Сидящий натурщик. 1983. Металл, литьё.
  • Художник Сергей Стручалин. Голова. 1983. Гипс.
  • Зеркало. 1984. Металл, литьё.
  • Аллегория. Рельеф. Глина. (В соавторстве с В. Н. Шамардиным)
  • Устремление. 1986. Гипс.
  • Вечность. 1987. Гипсоцемент. 72х56х40. ООМИИ им. М. А. Врубеля.
  • Ф. М. Достоевский. Голова. 1995. Гипс.

Произведения в городском пространстве

  • «История связи». Рельеф для интерьера здания Главпочтамта в Омске. 1983. Гипс, литьё. (В соавторстве с М. И. Слободиным)
  • «Врата Истории. Врата современности». Портал ОГИК музея. 1989. Медь, гальваника. 280х500. (Проектировщик Н. А. Сальникова)
  • А. С. Пушкин. Фигура. Фасад Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. 1993. Медь, выколотка, тон. 350х150х150.
  • Андрей Рублев. Фигура. Фасад Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. 1993. Медь, выколотка, тон. 350х150х150.
  • «История культуры». Рельеф. Правое крыло фасада Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. 1994. Медь, выколотка, тон. (при участии лепщика В. И. Ерёмина).
  • «Держава». Проект памятного знака для г. Омска. 1995. Смешанная техника. (архитекторы Г. Е. Чиркин и А. М. Александрович, проектировщик Н. А. Сальникова).

Награды

  • «Знак города Омска». Первое место.
  • «Памятник 5-й Армии». Первое место.

Память о художнике

Омичи чтят память о скульпторе. Персональные выставки, посвященные его творчеству традиционно проходят к круглым датам почитаемого ими художника. В залах исторического музея выставляются его станковые работы, развертываются фотоэкспозиции его монументальных работ.[5] Телевидение и печатные СМИ не обходят стороной эти события в культурной жизни своего города, когда сотни омичей получают возможность очередной раз вспомнить о художнике, который своей работой не просто украсил их родной город, но отдал во имя его свои творческие и жизненные силы.

Станковые работы и рисунки хранятся в омских музеях ГМИО и ООМИИ им. М. А. Врубеля.

Примечания

  1. Работал скульптор над оформление портала (входных ворот) нового здания Омского исторического музея «Врата истории. Врата современности» (медь, гальванопластика; 1982 г.) совместно с архитектором Г. Нарициной и проектировщиком Н. Сальниковой.
  2. Начало творческих работ над архитектурно-скульптурным решением нового здания библиотеки 1982-й год, торжественное открытие библиотеки состоялось 28 апреля 1995 года.
  3. Некоторые фигуры рельефа доведены автором почти до объема круглой скульптуры, что придало скульптурному изображению особую экспрессию.
  4. Работа над рельефом велась методом выколотки листовой меди по гипсовой модели.
  5. Выставка «Мир оставляю вам…» из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2010. Архивировано 3 января 2010 года.

Ссылки

Литература

  • «Мир оставляю вам…» : Василий Трохимчук (1949—1998) : скульптура : [каталог] / Главное управление культуры и искусства Администрации Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омская организация Союза художников России, Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина; сост. : Н. А. Сальникова, В. П. Касьянов; авт. вступ. ст. В. П. Касьянов. — Омск, 1999. — 25 с. + [15] л. ил.
  • Трохимчук Василий Андреевич // Омская организация Союза художников России : [альбом-справочник] / Правительство Омской области, Союз художников России; [ред. Л. К. Богомолова]. — Омск, [печ. 2004]. — С. 292—293.
  • Хмельницкий С. Приглашение к рельефу: [О творчестве скульптура В. Трохимчука] // Коммер. вести [Омск]. — 1999. — 22 июля (№ 28). — С. 15: ил.
  • Захаров Ю., Трохимчук В. Библиотека на Красном пути: [О скульптурно-монументальном решении здания б-ки] // Веч. Омск. — 1992. — 24 окт. — Портр.
  • Касьянов В. Свой талант он посвятил Омску / В. Касьянов // Вечерний Омск. — 1998. — 13 окт. — С. З
  • Касьянов В. К истории художественного процесса в Омске XX века. Социальная функция городской скульптуры // Декабрьские диалоги. Материалы научной конференции памяти Ф. В. Мелехина. Вып. 5. Часть I. — Омск, 2003. — С. 115.