Перейти к содержанию

Троице-Благовещенская Синозерская пустынь

Координаты: неизвестный формат аргумента
Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Монастырь
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь
Координаты: Координаты: неизвестный формат аргумента
Страна  Россия
Местоположение деревня Пустынь Чагодощенского района Вологодской области
Конфессия Русская православная церквоь
Епархия Череповецкая епархия

Троице-Благовещенская Синозерская пустынь, Синозерский монастырь — мужской монастырь Череповецкой епархии Русской православной церкви, расположенный на восточном берегу Синичьего озера, на юго-восточной окраине деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области[1]

История

Преподобномученик Евфросин Синозерский. Икона. Конец XVIII века

Основан старцем Евфросином в 1594 году. В течение XVII столетия в Синозерской пустыни были последовательно возведены три деревянных храма: в 1633 году Троице-Благовещенский с колокольней (сгорел 3 августа 1960 года), в 1682 году Иоанно-Богословский с приделом во имя святителя Николая (сгорел от удара молнии в 1944 году) и Петро-Павловский (сгорел в 1847 году).

В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это». 20 марта/2 апреля 1612 года преподобный Евфросин был мученически убит вместе со своим учеником, преподобным Ионою, польско-литовскими интервентами, приход которых он предсказал.

Решившие последовать примеру своего аввы и до конца оставшиеся верными Богу и Его Святому промышлению другие насельники обители, среди которых были иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем, послушник Василий, разделили с преподобномучеником Евфросином его участь и были мученически убиты 20 марта 1612 года. Преподобномученик Ефросин был прославлен во святых в 1912 году. Его ученики, разделившие с ним мученический подвиг, почитаются наравне с ним в Вологодской епархии.

Места погребения иеромонахов Сергия и Аврамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия неизвестны.

Синозерская пустынь была возобновлена в 1619 году. В 1630 году на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освящённого в 1633 году, позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 года освящён во имя Пресвятой Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой.

В 1636 году обитель по царской грамоте была наделена землёй вдоль реки Чагодощи. Царь Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, о чём сообщала надпись на нём: «Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7159 Марта в 8 день»[2]. До настоящего времени колокол сохранился. В советские годы в период «антиколокольной» кампании, проводимой советским правительством, колокол с 1931 года вместо лопнувшего использовался как маячный на маяке Жонкиер в городе Александровске на Сахалине. Как и когда он попал на Сахалин, до сих пор доподлинно не известно. В 1993 году установлен в Покровском храме. Но к тому времени, пользуясь бесхозяйственностью властей, бомжующие элементы отбили от него часть «юбки» на сувениры и с целью обмена на спиртное.[источник не указан 1774 дня]

25 августа 1653 года мощи преподобномученика Евфросина, обретённые нетленными, по благословению митрополита Новгородского Макария были перенесены и положены строителем Ионой под новой колокольней Благовещенской церкви на юго-восточной стороне под спудом.

В обитель делали вклады цари и знатные люди государства, в том числе царь Алексей Михайлович, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В числе вкладов — иконы, колокола, богослужебные книги и утварь, разного рода имущество.

В начале XVIII века Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в городе Устюжне, как наиболее близкому к ней; в 1753 году — к Тихвинскому Большому Успенскому монастырю, в 1758 году — вновь к Воскресенскому монастырю.

В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был упразднён. На месте монастыря образовался приход, в который входила лишь одна деревня Пустынь, состоявшая в 1912 году из 38 дворов. Бывшая Пустынь располагалась в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии. После упразднения, в течение XVIII—XX веков большая часть этих ценностей исчезла или распылена по коллекциям нескольких музеев. Со слов местных жителей, местными детьми примерно в 1958 году между переходами на колокольне случайно был найден сундук с частью ценностей монастыря, но когда они вернулись вместе со взрослыми, сундук оказался пустым. Прибывшие в деревню оперативники районного отдела КГБ никаких следов найденных ценностей не обнаружили. Пропавшие ценности до сих пор не найдены.

29 июня 1912 года по решению Святейшего синода преподобномученик Евфросин был канонизирован к общероссийскому почитанию. Торжества по этому поводу были обширны. На них с разных концов страны съехались около 30 тысяч паломников, приехали монашествующие из Валаамского и Тихвинского монастырей, где преподобный до своего отхода в Синозерскую пустынь проходил послушания и был пострижен в рясофор и мантию. На торжества прославления преподобного в Синозерскую пустынь крестные ходы пришли из всех близлежащих церквей и приходов, самый дальний ход пришёл за 60 вёрст. Из Тихвинского монастыря прибыла общерусская святыня — Тихвинская икона Божией Матери в походной ризе и походном киоте. Николай II и великая княгиня Елизавета Фёдоровна прислали приветственные телеграммы и подарки. Прибыли архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) и епископ Кирилловский Иоанникий (Дьячков), губернатор Новгородской губернии Михаил Иславин[3]. Огромный крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери прошествовал из Старой пустыни в новую — Синозерскую пустынь. Мощи святого были переложены в новую бронзовую раку и во время торжеств выставлены для поклонения на специальном помосте. После торжеств в бронзовой раке они находились для поклонения до 1936 года в часовне под колокольней.

Современность

Герб Объект культурного наследия РФ

Святые мощи с 1936 года, после их вскрытия, кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки. 14 июня 1991 года мощи переданы Церкви и обрели свой покой в приделе Священномученика Антипы, епископа Пергам Азийских, Казанской церкви города Устюжны[4], в раке, сооруженной ещё в 1799 году и возвращённой Устюженским краеведческим музеем.

14 августа 1995 года[5] на месте древней обители был освящён памятный поклонный крест, поставленный совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца, расчищена горка, где в пещерке некогда проживал старец.

14 октября 2001 года на месте пещерки в Старой пустыни, в которой начинал свой молитвенный подвиг Евфросин, состоялось освящение вновь срубленной часовни преподобномученика Евфросина. Позже была установлена и освящена часовня с купелью на месте, где во время торжеств 1912 года стоял помост с ракой; по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня[3].

В настоящее время на территории Пустыни устроен деревянный храм Петра и Павла, заложенный в ноябре 2010 года.

В июле 2012 года в Пустыни прошли торжества в честь 400-летия мученического подвига и 100-летия прославления преподобномученика Евфросина Синозерского, завершившиеся 7 сентября, в день обретения мощей святого, освящением храма Петра и Павла. Освящение совершено по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) благочинным епархии Георгием (Осиповым).

Указом епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия (Депутатова) № 198 «Об образовании прихода Троицкой Синозерской Пустыни д. Пустынь» от 8 июля 2014 года в деревне Пустынь Чагодощенского района Вологодской области на месте некогда существовавшего мужского монастыря Троице-Благовещенской Синозерской пустыни образован приход Троицкой Синозерской пустыни. Настоятелем прихода назначен благочинный Чагодощенского района иерей Роман (Подосенов).

12 июля 2016 года, в престольный праздник святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан (Митрофанов) впервые более чем за 100 последних лет совершил архиерейское служение Божественной литургии в Троицкой Синоезерской пустыни в сослужении духовенства епархии[6]

12 июля 2017 года образовано архиерейское подворье Троице-Благовещенской Синозерской пустыни.

26 сентября 2017 года оформлена религиозная организация «Архиерейское подворье при бывшей Троице-Благовещенской Синозерской пустыни Чагодощенского района Вологодской области Череповецкой епархии Русской православной церкви»[7].

26 декабря 2019 года решением Священного синода монастырь был официально открыт, а иеромонах Феодосий (Белов) назначен игуменом[8]. Первая божественная литургия состоялась в монастыре 12 января 2020 года[9].

12 марта 2024 года Священный синод постановил: причислить к лику святых для местного почитания иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия, решивших последовать примеру своего аввы и до конца оставшихся верными Богу и Его Святому промышлению, разделивших с преподобномучеником Евфросином его участь и мученически убитых 20 марта 1612 года; память преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия совершать 20 марта / 2 апреля; честные останки преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание; писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского собора; включить имена преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых[10].

Примечания

  1. Чагодощенский район
  2. Синозерская Троице-Благовещенская пустынь и ее основатель – преподобномученик Евфросин. — С. 3. Александр Трофимов. Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 22 августа 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Вячеслав Позгалев: «В Чагодощенском районе почтили память святого Ефросина». Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Pozgalev.ru.
  4. Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Устюжне. Дата обращения: 1 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  5. Синозерская Троице-Благовещенская пустынь и ее основатель – преподобномученик Евфросин. — С. 4. Александр Трофимов. Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 22 августа 2016 года.
  6. В праздник святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла епископ Флавиан совершил Божественную литургию в Евфросино-Синозерской пустыни (недоступная ссылка). cherepovets-eparhia.ru. Дата обращения: 17 августа 2016. Архивировано 27 августа 2016 года.
  7. Реквизиты Религиозная Организация "Архиерейское Подворье При Бывшей Троице-Благовещенской Синозерской Пустыни Д. Пустынь Чагодощенского района Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", Пустынь. rusprofile.ru. Дата обращения: 6 апреля 2018. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  8. Журналы заседания Священного синода от 26 декабря 2019 года. Журнал № 171, п. 7. Московский патриархат (26 декабря 2019). — «В связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть мужской монастырь Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Феодосия (Белова)». Дата обращения: 2 апреля 2020. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  9. В Троице-Благовещенском монастыре Череповецкой епархии состоялась первая Литургия. Монастырский вестник. Дата обращения: 13 марта 2020.
  10. Журналы Священного синода от 12 марта 2024 года. Журнал № 22. Патриархия.ру, 13.03.2024.

Ссылки