Троесловие
«Троесловие» (Саньцзыцзин[1]; кит. 三字经) — традиционный китайский учебный текст для начального обучения детей. Среди древней классики Китая «Троесловие» является одним из самых простых и понятных для чтения текстов, не теряющий своей актуальности на протяжении веков. «Троесловие» черпает материал из широкого спектра источников, включая литературу, историю, философию, астрономию и географию, этические нормы, понятия верности, сыновней почтительности и честности, и так далее, уходящие корнями в пятитысячелетнюю традиционную китайскую культуру. Его содержание очень богато. Заучивая «Троесловие» наизусть, дети одновременно узнают общие знания, традиционную китайскую культуру, исторические рассказы, а также нравственные принципы поведения и образа жизни, содержащиеся в этих историях[2].
Композиция «Троесловия» построена таким образом, что каждая фраза состоит из трёх иероглифов, а каждые две фразы рифмуются, что облегчает чтение и заучивание для детей. Дети могут незаметно выучить текст наизусть во время ритмичного чтения рифмованных строк, что соответствует образовательному принципу «добровольности». Благодаря его простому стилю, гладкости, лёгкости запоминания и другим особенностям, он, наряду со «Сто фамилиями» (Байцзясин), «Тысячесловием» (Цяньцзывэнь) и «Стихами тысячи поэтов» (Цяньцзяши), вместе именуемым «Триста, тысяча, тысяча», считался основным учебником для начального уровня частных школ в Древнем Китае[3][4].
Авторы
Автор оригинального текста
- По одной из версий, автором является Ван Инлинь, живший во времена династии Сун. Изначально считалось, что его написал Ван Инлинь из династии Сун. В периоды династий Мин и Цин (например, Ван Сян во времена правления Канси в начале династии Цин и Чжан Тайянь, выдающийся ученый конца династии Цин) многие считали, что автором был Ван Инлинь. Кроме того, судя по стилю письма, в других работах Ван Инлиня также часто встречаются фразы из трех иероглифов. Несколько лет назад в Иньчжоу была найдена надгробная надпись, написанная Ван Инлинем в стиле «Троесловия». Кроме того, Ван Инлинь был ученым, которого волновало детское образование, и он также написал шесть учебников для детей («Руководство по изучению слов», «Малый жемчуг», «Краткий справочник по фамилиям», «Стихи для начального обучения», «Наставления для начинающих»…)[5]. Все это является весьма весомым доказательством.
- По другой версии, автором является Оу Шизи из династии Сун. В книге «Новые речи о Гуандуне» (卷十一) Цюй Дацзюнь, живший в конце династии Мин и начале династии Цин, писал: «„Троесловие“, которое читают дети, было написано Оу Шизи в конце династии Сун. Шизи, уроженец Дэнчжоу в Шуньдэ, имел имя Чжэншу, и после того, как вошли войска династии Юань, он не стал служить», полагая, что именно Оу Шизи, уроженец Шуньдэ в провинции Гуандун, является истинным автором «Троесловия». Кроме того, «Записи о Гуандуне» и «Анналы уезда Шуньдэ» времен династий Мин и Цин также указывают на то, что автором «Троесловия» был Оу Шизи.
- По ещё одной версии, автором является Ли Чжэнь из династии Мин. Поэт Шао Цзиньхань из династии Цин писал: «Прочитав „Троесловие“ Чжэня Ли», с примечанием: «„Троесловие“, составлено Ли Чжэнем из Наньхая». То есть, он считал, что автором был Ли Чжэнь из династии Мин.
Чжан Жуань, профессор гуманитарного факультета Нинбоского университета, опубликовал в журнале «Beijing University Journal» за 2009 год (второй выпуск) статью «Самый ранний исторический документ о „Троесловии“ — Новая версия о том, что „Троесловие“ было составлено в середине Южной Сун», в которой он утверждает, что «Троесловие» должно было быть составлено в период правления Шаоси — Цзядин (Южная Сун), то есть раньше, чем при жизни Ван Инлиня и Оу Шизи. А Нинбо — это самый ранний из известных регионов, где распространялось «Троесловие».
Авторы дополнений и изменений
Помимо оригинального текста, «Троесловие» неоднократно дополнялось и изменялось Чжан Тайянем и другими, поэтому в «исторической» части содержания «Троесловия» уже включены периоды династий Юань, Мин, Цин и Китайской Республики[6][7].
Примечания
- ↑ Саньцзыцзин, или Троесловие, — детская классика Китая . epochtimes.ru. The Epoch Times (6 сентября 2016). Дата обращения: 20 января 2025.
- ↑ ...三字經 正統文化教材精解 . 益群書店股份有限公司 (20 ноября 2009). Дата обращения: 12 ноября 2012. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ 三字经与中国民俗画 : [кит.]. — 五洲传播出版社, 2005年. — P. 2. — ISBN 978-7-5085-0799-6.
- ↑ 千家诗新注 : [кит.]. — 湖北人民出版社, 1994年. — ISBN 978-7-216-01385-7.
- ↑ 傅, 璇宗 (2011-04-01). «《王应麟著作集成》总序». 《清华大学学报(哲学社会科学版)》 26 (4): 47. Проверено 2012-03-31.
- ↑ 清末民初的粵語書寫(修訂版) : [кит.]. — 三联书店(香港)有限公司, 2017年. — P. 291. — ISBN 978-962-04-4139-4.
- ↑ 章太炎傳記資料 : [кит.]. — 天一出版社, 1979年.
Ссылки
- 《三字經》原文及英文翻譯Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine — Проект оцифровки текста китайской философии
- 解读《三字经》 钱文忠Архивная копия от 5 февраля 2012 на Wayback Machine