Три года (фильм)
Три года | |
---|---|
Жанр | драма, экранизация |
Режиссёр | Дмитрий Долинин, Станислав Любшин |
Автор сценария |
Александр Александров по повести А. П. Чехова |
Оператор | Михаил Агранович |
Композитор | Эдуард Артемьев |
Кинокомпания | Мосфильм |
Длительность | 137 мин. |
Страна | СССР |
Год | 1980 |
Ссылки | |
IMDb | ID 2581136 |
«Три года» — советский двухсерийный телефильм 1980 года по одноимённой повести А. П. Чехова режиссёров Дмитрия Долинина и Станислава Любшина.
Сюжет
Алексей Федорович Лаптев, сын богатого московского купца, приезжает навестить тяжело больную сестру Нину в небольшой городок. Там он знакомится с милой девушкой Юлией и влюбляется в неё. Юлия не испытывает к главному герою серьёзных чувств, но тем не менее, выходит за него замуж. Спустя некоторое время после свадьбы Лаптев начинает понимать, что в их семье страдают оба: жена тяготится обществом мужа, а тот понимает, что не может сделать Юлию счастливой. Отношения между ними складываются весьма не просто, но всё-таки любовь приходит к ним после одного трагического события, спустя три года.
В ролях
- Станислав Любшин — Алексей Федорович Лаптев
- Светлана Смирнова — Юлия Белавина
- Альберт Филозов — Фёдор Лаптев
- Сергей Плотников — Лаптев-старший, Фёдор Степанович, купец-миллионер
- Николай Пастухов — Сергей Борисович Белавин, врач, отец Юлии
- Ия Саввина — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
- Юрий Яковлев — Григорий Николаевич Панауров, её муж
- Анастасия Немоляева — Сашенька, дочь Нины Фёдоровны и Панаурова
- Алиса Фрейндлих — Полина Рассудина, учительница музыки
- Валентин Гафт — Иван Гаврилович Ярцев, учёный-химик
- Владимир Носик — Константин Иванович Кочевой, юрист, молодой писатель
- Станислав Хитров — Початкин, управляющий в конторе Лаптевых
- Игорь Безяев — Мокеичев, управляющий в конторе Лаптевых
- Николай Горлов — Степан, приказчик
- Евгений Быкадоров — Пётр
В эпизодах: Фёдор Савостьянов, Михаил Златопольский, Маргарита Жарова и другие.
Критика
Критикой и киноведами дана высокая оценка фильму.
При том, что это телевизионный фильм, отмечена такая его особенность, как осторожное отношение как к «театральной условности», так и к «кинематографической сверхподлинности»:
Так, стремясь снять «чистый» фильм, не разбавленный телевизионным прорывом в прямой контакт со зрителем, С. Любшин ставит чеховские «Три года». Сценарий строится как замкнутая в себе реальность, отодвинутая в прошлое, на которую мы смотрим со стороны и из отдаления времени. Все подчинено объективности взгляда на мир, в котором существуют герои, подробности изображения среды . Выходы за пределы диалогов отсутствуют.
— Телевидение и литература / Е. В. Гальперина. — М.: Искусство, 1983. — 216 с. — стр. 87
Похвалы критиков получило и исполнение ролей актёрами.
Так Л. Ф. Закржевская в ежегоднике «Экран» писала, что «Фёдор в исполнении Любшина импульсивен, наступателен и отнюдь не безропотен, цену себе знает и своего не упустит. Короче, в нем уловлены штрихи глубоко жизненного характера».[1]
Киновед Б. М. Поюровский, отмечая, что роль Фёдора Лаптева была одной из любимых ролей актёра Филозова, писал, что он «очень деликатно играл сумасшествие, симпатизировал своему герою»[2]., а М. М. Черненко в принципе выделил эту роль из всех киноролей актёра, не взявшись её комментировать в своём очерке-обзоре его творчества:
Самая, вероятно, значительная, я сказал бы, самая «мхатовская» по психологической и бытовой достоверности работа Филозова в телевизионной экранизации А. П. Чехова — «Три года», но я позволю себе предположить, что роль, вероятно, следовало бы рассматривать в рамках сценической биографии актера, во многом отличающейся от биографии экранной.
— Мирон Черненко — Этот многоликий Филозов // Искусство кино, № 8, 1985
Работа оператора, в которой заметно влияние опыта лучших советских кинооператоров, также получила высокую оценку:
Фильм «Три года» и работа в нем Аграновича так же трудно поддаются лаконичному определению («формулированию»), как и сама проза Чехова. Здесь нет доминанты, определяющего взгляда, зато имеется многослойность, допускающая всякого рода нюансы: скажем, сцена с заболевшим душевно Федором (кстати, думаю, это лучшая роль А. Филозова в кино и на телевидении) схожа с решением Юсова, диалоги Лаптева и Панаурова, особенно последний, сняты как будто камерой Г. Рерберга, купеческий лабаз или шалости Ярцева и Кочевого на даче напоминают лебешевские решения, а пейзажи вполне на уровне скромного эпоса Л. Калашникова. И все же это свой стиль, отвечающий чеховскому, в котором эпос и простота, ирония и боль, печаль и тепло нераздельны.
— Советский экран, 1990
Литература
- Шах-Азизова Т. — Неисчерпаемая классика (Постановки классики на телевидении, в том числе «Три года» С.Любшина) // Советская культура, 17 апреля 1981. — стр. 5
- Плахов А. — Жизнь души (О худож. фильме «Три года». Режиссеры-постановщики Д. Долинин, С. Любшин) // Искусство кино, № 9, 1981