Три больших этюда (Алькан)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Три больших этюда
Композитор Шарль Валантен Алькан
Дата создания 1838
Дата первой публикации 1839

Три больших этюда (фр. Trois grandes études), соч. 76 ― сборник из трёх этюдов для фортепиано, созданный Шарлем Валантеном Альканом в 1838 году и опубликованный в 1839 году[1]. Несмотря на то, что сборник имеет самый большой номер опуса среди работ Алькана, он был сочинён, когда композитору было 25 лет.

Структура

Фантазия

Первый этюд ― «Фантазия» (фр. Fantaisie) ― написан в ля-бемоль мажоре и предназначен только для левой руки. В пьесе используются такие технические приёмы, как тремоло, большие скачки и многочисленные последовательности широких аккордов.

Отрывок из этюда

Впервые этюд был исполнен на публике в Берлине в 1908 году пианистом Ферруччо Бузони[2]. Типичная продолжительность композиции составляет 9 минут.

Интродукция, вариации и финал

Второй этюд ― «Интродукция, вариации и финал» (фр. Introduction, Variations et Finale) ― имеет тональность ре мажор и сочинён только для правой руки. Является самым длинным и технически сложным этюдом из всех трёх, отличается наличием множества секций импровизационного характера.

Типичное исполнение этюда длится 15-25 минут.

Этюд для обеих рук

Завершающая пьеса имеет два названия ― «Этюд для обеих рук» (фр. Étude pour les deux mains) и «Движение, подобное вечному» (фр. Mouvement semblable et perpetuel). Композиция написана в тональности до минор и сильно отличается от двух предыдущих этюдов. Данная пьеса состоит из непрерывного потока шестнадцатых нот, расстояние между которыми в левой и в правой руке составляет две октавы. Исполнение произведения длится около 5 минут.

Начало этюда

Тему этой пьесы использовал Марк-Андре Амлен в своих «12 этюдах во всех минорных тональностях» (№ 4).

Записи

Полные записи «Трёх больших этюдов» сделали Стефани МакКаллум (в 1985), Рональд Смит (в 1987), Лоран Мартен (в 1993), Марк-Андре Амлен (в 1994), Альберт Франц (в 2012) и Алессандро Дельяван (в 2013). Третий этюд также был записан Богданом Чапевским в 1983 году и Винченцо Мальтемпо в 2012 году[3].

Примечания

  1. AllMusic: Grandes études pour les deux mains séparées et réunies, Op. 76 — Charles-Valentin Alkan
  2. Smith, Ronald. Alkan, the Man, the Music. London, 2000, p. 91
  3. Alkan Society Архивировано 16 апреля 2012 года.: Alkan Discography — Works for Piano Solo opp. 63-76 and without opus

Ссылки